Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Здоровый образ жизни

Рекомендации для родителей, направленные на укрепление психического и физического здоровья детей.

      Задача 1

      В семье и образовательном учреждении соблюдать гигиенические условия и формировать у детей привычку к здоровому образу жизни: 
      1.1. Создавать благоприятную гигиеническую обстановку, предусматривающую систематическое проветривание и поддержание температуры воздуха в пределах +18...+20 °С. Во время сна и в гимнастическом зале температура понижается до +16...+18 °С. 
      1.2. Использовать освещение в комнате 200 люкс, в спальне — 75 люкс. 
      1.3. Дома оборудовать рабочее место ребенка, правильно расположив его по отношению к окну .
      1.4. Не занавешивать окна плотно и не ставить на подоконник высокие цветы. В домашних условиях использовать настольную лампу с мощностью лампочки не менее 50 Вт. 
      1.5. В повседневной жизни добиваться спокойной, негромкой речи, избегать повышенного тона. 
      1.6. Добиваться самостоятельного выполнения детьми всех гигиенических процедур: 
      мыть руки по мере загрязнения, а также перед едой, после пользования туалетом и после прогулки; 
      полоскать рот после приема пищи и чистить зубы после завтрака в детском саду и дома утром и перед сном; 
      носить в кармане носовой платок, закрывать нос и рот при чихании и кашле. 
      1.7. Уделять особое внимание культуре поведения ребенка за столом: 
      сидеть прямо; 
      пользоваться всеми приборами (ложкой, вилкой, ножом); 
      брать пищу ложкой или вилкой, понемногу; 
      есть и пить бесшумно; 
      не разговаривать во время еды и не торопиться; 
      выходить из-за стола только по окончании еды, тихо поставив стул на место и поблагодарив взрослых; 
      в домашней обстановке, за общим столом не требовать особого внимания к себе, разговаривать спокойно, не перебивать взрослых, быть внимательным к другим. 
      Ученые считают, что сохранение на протяжении дошкольного возраста хорошего аппетита, воспитание у ребенка привычки есть в определенные часы, освоение им всех культурно-гигиенических навыков, связанных с приемом пищи, — это в известном смысле и подготовка его к школе. Если после школы ребенка некому будет встретить, то он сумеет самостоятельно поесть по возвращении домой. 
      1.8. Осуществлять перед ночным сном и после него необходимые гигиенические процедуры. 
      1.9. Закреплять навыки самообслуживания. Добиваться того, чтобы дети самостоятельно, без напоминаний: 
      хорошо и тщательно вытирали ноги; 
      сняв верхнюю одежду, вешали ее в шкаф на вешалку; 
      аккуратно складывали предметы своей одежды в шкаф; 
      застилали постель покрывалом; 
      после сна складывали и убирали свое белье; 
      оставляли в порядке игрушки, книги, бумагу, конструктор и прочие вещи, переходя к другому занятию; 
      мыли ноги (до голени) с последующим растиранием кожи полотенцем; 
      причесывались и следили за своим внешним видом. 
      1.10. Осуществлять закаливающие процедуры с использованием воды, воздуха, солнечных лучей в соответствии с состоянием здоровья, условиями образовательного учреждения и рекомендациями врача. 
      1.11. Добиваться выполнения детьми правила переобуваться или переодеваться сразу во все сухое после прогулки, если промочили ноги или вспотели.

      Задача 2

      Укреплять психическое здоровье детей в образовательном учреждении и дома: 
      2.1. Исключить авторитарный стиль общения с ребенком со стороны педагогов и родителей. 
      2.2. Способствовать созданию такой обстановки дома и в группе детского сада, при которой ребенок чувствовал бы себя защищенным в любой ситуации. 
      2.3. Исключить психологические и физиологические нагрузки. 
      2.4. Провести анализ факторов, влияющих на поведение ребенка в семье и детском саду (не собирает свои игрушки после того, как закончил играть; кричит на бабушку; бьет младшего брата и других детей и т. д.). Критически их осмыслить и выработать единую стратегию и тактику по отношению к поступкам каждого конкретного ребенка. 
      2.5. Создать условия для разностороннего развития и воспитания детей: 
      обеспечить самый широкий выбор разнообразных видов деятельности, среди которых у каждого ребенка появляется возможность отыскать наиболее близкие его способностям и задаткам; 
      способствовать пробуждению активности в поиске и раскрытии жизненных ориентиров, в пробуждении интереса к самой широкой информации о людях и вещах и помощи им в создании целостного образа этого огромного, но дружественного и невраждебного внешнего мира. 
      2.6. Концентрировать внимание ребенка на том приятном, радостном, что его окружает, укреплять положительные впечатления, переводя их в зрительный ряд, фиксировать это в специальном альбоме в разной форме (размещать фотографии родных и близких, наклеивать вырезки с изображением тех растений, животных и птиц, к которым ребенок испытывает симпатию; видов транспорта, которые ему нравится изображать; предметов и явлений окружающей действительности, которые он любит больше всего, и т. п.). 
      2.7. Помогать детям осознавать свои, даже самые небольшие, достижения. 
      2.8. Отмечать и поддерживать любые успехи детей. 
      2.9. Способствовать повышению у детей самооценки. Побуждать их самостоятельно выделять и называть все то, что они делают хорошо, и помогать им следовать установленному ими самими стандарту. 
      2.10. Продолжать рассказывать детям об их реальных и возможных достижениях в игре, взаимоотношениях друг с другом, в рисовании, лепке, математике и т. п.

      Задача 3

      Осуществлять оптимизацию состояния здоровья детей и их развитие методами и средствами физического воспитания: 
      3.1. Активно использовать все доступные средства физического воспитания для качественного созревания мускулатуры, необходимой для обеспечения всех функций позвоночника (опорной, амортизационной, двигательной и защитной). 
      3.2. Обеспечить природную потребность детей в двигательной активности, которая является главным источником нормального роста, развития и функционирования детского организма. 
      3.3. Регулировать продолжительность, объем и интенсивность двигательной активности в соответствии с индивидуальными данными физического развития и подготовленности детей. 
      3.4. Способствовать повышению уровня произвольности двигательных действий, освоению техники движений и их координации, направленности на результат при выполнении физических упражнений, выполнению правил подвижных игр. 
      3.5. В домашних условиях способствовать сочетанию прогулок с занятиями сезонными видами спорта: 
      ходить на лыжах (начиная с 20 до 40—45 мин); 
      зимой кататься с горки на санках, летом — на роликовых коньках по асфальтовой дорожке, защищая голову шлемом, плавать и кататься на двухколесном велосипеде. 
      3.6. Активно использовать все доступные средства для профилактики нарушения осанки: 
      движение во всех видах;
      подвижные игры на воздухе;
      утреннюю гимнастику; 
      постоянное наблюдение за позой ребенка во время игр, занятий;
      ежедневное выполнение в семье и детском саду «золотого» комплекса упражнений с палкой.

      Задача 4

      Обеспечить охрану здоровья и жизни детей: 
      4.1. Формировать чувство осторожности, прививать знание основ безопасности: 
      научить правильно пользоваться и соблюдать осторожность при работе с острыми предметами (ножницами, ножом, иглой и др.); 
      побуждать оберегать глаза от травм во время игр с песком, мячом, палками и т. п.; 
      объяснять важность хорошего освещения для сохранения зрения; 
      приучать детей к соблюдению осторожности при встрече с незнакомыми животными (их нельзя гладить, брать в руки, так как они могут не только укусить, но и заразить опасными кожными и грибковыми заболеваниями); 
      предупреждать о свойствах ядовитых растений; 
      развивать представления об опасности приема лекарственных препаратов, игр с огнем, аэрозольными баллончиками и другими взрывоопасными веществами и предметами; 
      добиваться выполнения правил дорожного движения (переходить улицу только при зеленом сигнале светофора); 
      объяснить, что в целях безопасности в лифт можно входить только в сопровождении взрослого; 
      выучить домашний адрес и номер телефона; 
      вырабатывать осторожность во время купания в природных водоемах, бассейне; 
      добиваться понимания опасности передачи инфекций; 
      объяснять опасность самостоятельного общения, поездок, прогулок куда бы то ни было с незнакомыми людьми. 
      4.2. Помочь детям осознать, что здоровье является главной ценностью каждого человека и за него он отвечает сам: 
      объединять усилия родителей, воспитателей, инструкторов по физической культуре, музыкальных руководителей, медицинских работников для определения содержания, форм и методов постоянного воздействия на детей с целью формирования у них интереса к вопросам сохранения и укрепления их здоровья; 
      рассказывать детям о достижениях взрослых и детей в вопросах, связанных с формированием их здоровья (у известной фигуристки было слабое здоровье, но занятия спортом укрепили его и принесли ей мировую известность и т. п.); 
      на занятиях по познавательному развитию в процессе знакомства детей с целевым назначением и функциями различных предметов, свойствами и качеством разнообразных материалов вводить правила безопасности при их использовании, хранении (иголка, ножницы, нож, гвоздь, стекло и т. п.); 
      познакомить с основными частями тела человека, их назначением в жизни, подвести к пониманию того, что люди должны заботиться о своем теле; 
      в разных сферах детской деятельности (игровой, конструктивной, музыкальной, изобразительной, познавательной и др.) использовать содержание, направленное на формирование привычки к здоровому образу жизни.

Виды закаливания

 

             Умывание — самый доступный в быту вид закаливания водой.. Начинать надо теплой водой (30—32 °С), постепенно снижая ее температуру до комнатной, а затем использовать воду из-под крана.

Нужно также научить детей ежедневно мыться прохладной водой до пояса. Ребенок моет с мылом руки до локтей, затем водой, набранной в пригоршню, последовательно обмывает руки до плеч (поочередно), лицо, шею, грудь и подмышки, обмыть спину придется помочь. По окончании мытья ребенок перекидывает через шею полотенце и быстрыми движениями (вначале с помощью взрослого) вытирает грудь, лицо, шею и т. д.

             Ножные ванны — очень действенное средство закаливания, поскольку ноги, особенно стопы, наиболее чувствительны к охлаждению. Летом лучше всего мыть ноги на воздухе, это усиливает закаливающее действие.

             Общее обливание — прекрасное средство закаливания, простое и доступное. Первоначально температура воды должна быть 30—32°, через каждые 3 дня ее снижают на один градус. Можно довести ее до 22—20° для детей младшего дошкольного возраста и до 18° — для 6—7-летних

             Прогулки на свежем воздухе отлично закаливают детей. Бояться, что ребенок может во время прогулки простудиться, не следует. Надо только приучить его гулять в любую погоду, ежедневно бывать на свежем воздухе.. Не забывайте брать с собой на улицу игрушки, велосипед и  т. п., чтобы малыш двигался, бегал.

             Хождение босиком — один из древнейших приемов закаливания, широко практикуемый и сегодня во многих странах. К тому же происходит тренировка мышц стопы. Предохраняя от плоскостопия. Поэтому рекомендуется ходить босиком по скошенной траве, опавшей хвое в лесу и т. п. Начинать хождение босиком надо сначала по 1 минуте и прибавлять через каждые 5—7 дней по 1 минуте, доведя общую продолжительность до 8—10 минут ежедневно.

            Солнечные ванны оказывают на организм дошкольников общее укрепляющее действие, усиливают обмен веществ, повышают сопротивляемость организма к заболеваниям.  Место, выбранное для приема солнечных ванн, должно быть сухое. Ребенок ложится на подстилку так, чтобы тело было освещено солнцем, а голова находилась в тени (ее можно покрыть панамой). Продолжительность процедуры вначале 4 минуты, при этом ребенок меняет положение, подставляя солнцу спину, правый и левый бок, живот. Через каждые 2—3 ванны ко времени облучения прибавляется еще по минуте для каждой стороны тела. Постепенно длительность солнечной ванны можно довести до 25—30 минут.

 Через 2—3 минуты по окончании солнечной ванны ребенка надо облить водой с температурой 26—28° и устроить на полчаса отдыхать в тени.

            Прогулка является мощным средством закаливания организма. Ежедневная продолжительность прогулки детей составляет не менее 4 – 4,5 часов. Прогулку организуют 2 раза в день: в первую половину – до обеда и во вторую половину дня – после дневного сна или перед уходом детей домой. При температуре воздуха ниже минус 150 С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается. Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже минус 150 С и скорости ветра более 15 м/с для детей до 4 лет, а для детей 5-7 лет при температуре воздуха ниже минус 200 С и скорости ветра более 15 м/с.

 Во время одевания на прогулку, нужно следить , чтобы дети не надевали на себя много вещей. Дети очень любят играть в различные игры. Важная  роль педагога  заключается в правильной организации прогулки ( подборе подвижных игр с чередованием малоподвижных игр, проведении гимнастических упражнений, направленных на развитие двигательной активности,  организованная трудовая деятельность на территории участка, цветнике, огороде, наблюдения за природой и окружающим миром, беседы, организация сюжетно – ролевых игр, проведение индивидуальной работы с детьми с учетом возрастных особенностей).

После дневного сна проводить закаливающую гимнастику. Дети в трусиках выполняют ряд упражнений, затем убирают свои кроватки. Это способствует закаливанию организма.

Также для профилактики плоскостопия, закаливанию организма дети ходят босиком по гимнастическому коврику, (летом по камешкам, траве), выполняют ряд упражнений,  например: «Подними карандаш», «Сложи платочек», «Прокати мяч», «Кто больше соберет орешков для белочки» и т.д…. При этом еще укрепляются своды и связки стоп. Начинают хождение босиком при температуре пола не ниже 18 градусов. Вначале в носках ( в течение 4-5 дней ), затем полностью босиком по 3-4 мин. Ежедневно время процедуры увеличивается на 1 мин. и постепенно доводится до 15-20 мин. Смысл хождения босиком заключается в закаливании кожи стоп, которое происходит главным образом под воздействием низких температур пола и земли.

         Эффективным средством закаливания является хождение по солевым дорожкам. Эффект солевых дорожек  заключается в том, что соль раздражает стопу ребенка, богатую нервными окончаниями. Процедура состоит в следующем. Берутся три полотенца. Первое полотенце опускается в солевой раствор ( на 1 литр воды 90 гр. соли) и затем расстилается на полу или полиэтиленовой пленке. Второе полотенце, намоченное в пресной воде комнатной температуры, кладется рядом с первым. Третье полотенце остается сухим. Ребенок встает ногами на первое полотенце, выполняет притопывание, прыжки и т.д. в течение 4-5 минут, затем переходит на второе полотенце, стирает соль с подошвы ног, будто бы он пришел с улицы, и вытирает ноги о половик, а затем переходит на сухое полотенце и вытирает ступни ног насухо. При проведении закаливания на солевых дорожках важно предварительно разогреть стопу.

Особо  дети любят выполнять пальчиковую гимнастику, которая способствует развитию мелкой моторики рук, воздействует  на весь организм в целом.

Рижский" метод закаливания   

Название метода пришло из Прибалтики, где было замечено, что дети бегающие босиком по прохладной воде и песку Рижского взморья практически не болеют простудными заболеваниями. Метод давно и широко применяется в дошкольных учреждениях, имеет несколько вариантов. В нашем ДОУ применяется в младших группах для детей от 1,5 до  4 лет.

   Для данного метода закаливания используется три дорожки из грубого полотна (мешковина, дерюга и пр.) шириной 0,4 м и длиной 1,5 м. Одна из них смачивается в 10% растворе поваренной соли (1 кг соли на ведро воды) комнатной t. Другая  в чистой воде такой же t. Третья дорожка остается сухой. Дорожки выстилаются на полу в следующей последовательности: "соленая" дорожка, дорожка, смоченная обычной водой и сухая.

 Дети шаркающим шагом проходят по очереди по всем дорожкам. Прохождение можно повторить 2-3 раза и совместить его с хождением по ребристой доске или по "Дорожке Здоровья".

          "Дорожка Здоровья" представляет собой полосу из легкостирающейся ткани с нашитыми на нее мелкими   предметами: пуговицы,  бусинки, плетенные веревочки, шнуры и другие объемные предметы, безопасные для ребенка. Можно использовать коврики для ванной типа "травка". Подобные дорожки используют для профилактики плоскостопия и являются активными раздражителями рецепторов, находящихся на стопе ребенка.             

 

Закаливание в семье

 

Скоро Ваш малыш пойдет в школу. Готов ли он к этому? Ведь школа предъявляет высокие и серьезные требования к здоровью детей. У Вас есть время укрепить здоровье малыша, подготовить его физически к предстоящей напряженной умственной деятельности.

Известно, что чаще всего дети пропускают уроки из-за простудных заболеваний, а самое действенное средство борьбы с ними - закаливание.

Одно из удивительных свойств организма - способность отвечать защитными реакциями на изменяющиеся условия, окружающей среды и, в частности, на колебания температуры, формируется постепенно и в дошкольном возрасте очень несовершенно и нуждается в постоянной тренировке.

Под закаливанием следует понимать использование естественных сил природы (воздуха, воды, солнца) для повышения устойчивости организма к простудным заболеваниям. Весь повседневный быт ребенка надо строить так, чтобы он не изнеживался, а закалялся. Первым требованием является обеспечение чистого, свежего воздуха в помещении и правильное сочетание температуры воздуха и одежды ребенка.

Однако пользу закаливающие процедуры принесут при соблюдении следующих правил:

предварительно посоветуйтесь с участковым педиатром, который знает Вашего ребенка и может дать рекомендации при выборе методов закаливания с учетом состояния его здоровья;

постепенно увеличивайте силу закаливающего фактора (воздуха, воды, солнца);

закаливание проводите систематически, поскольку даже при небольших перерывах (10 дней) полностью исчезает достигнутый эффект;

добивайтесь положительного эмоционального отношение ребенка к закаливающим процедурам.

Закаливание воздухом - это не только специальные процедуры, но и ежедневная влажная уборка, и многократное проветривание помещения.

поддерживание в нем оптимальной температуры воздуха + 20 °С; во время гимнастики и подвижных игр она может быть ниже +16 °С.

Ребенок должен ежедневно гулять. Даже в ненастную погоду и зимой быть на воздухе не менее 3,5-4 часов.

К специальным закаливающим процедурам относятся общие воз душные ванны, их начинают при температуре воздуха 22 °С продол жительностью 3-5 минут с последующим снижением температуры до 18 °С и увеличением продолжительности до 10-15 мин. При этом постепенно облегчается одежда ребенка: вначале обнажают руки (заменяют рубашку с рукавами майкой, затем снимают майку, оставляя малыша в одних трусиках).

Закаливание свежим воздухом полезно всем детям, но особенно важно, если ребенок ослаблен. В то же время известно, что многие родители ошибочно считают необходимым всячески оберегать от «дуновения воздуха» слабого, часто болеющего ребенка. Нередко забота о нем сводится к тому, что его как можно теплее одевают, кутают. В такой одежде ребенку жарко, она затрудняет его движения, в результате - очередная простуда.

Свежий воздух - замечательное средство закаливания детского организма!

Закаливание водой оказывает более сильное воздействие. Поэтому начинать его желательно после короткого курса закаливания воздухом. Водные процедуры делятся на местные и общие. Наиболее доступная местная водная процедура - обливание ног. Из ковша или лейки быстро обливают нижнюю половину голеней и стопы, первоначальная температура воды 30 °С. Постепенно снижая ее через 1-2 дня на 2 °С, доводят до 16-14 °С. Сразу же после процедуры ноги ребенка насухо вытирают жестким полотенцем.

Закаливающий эффект усиливается, если применять контрастное обливание стоп. Одно из важнейших правил закаливания - постепенность, переходом процедур, оказывающих менее сильное воздействие, к более сильным, от местных к общим. Поэтому, прежде чем начать такие процедуры, как - обтирание тела, обливание, необходимо приучить ребенка ходить дома не в колготках, а в носках, после этого - босиком.

Общие закаливающие водные процедуры проводятся при температуре воздуха не ниже 23 °С. Начинать надо с обтирания тела мягкой варежкой, смоченной водой. Вначале, слегка массируя, обтирают руки и ноги от пальцев вверх (по ходу движения лимфы и крови), затем грудь, живот, спину - обязательно в такой последовательности. Начальная температура воды 34-35 °С, через 3-4 дня снижается на 2 °С и доводится до 22 °С. Для ослабленных детей начальная и конечная температура должна быть на 2-4 °С выше, а темп ее снижения более медленный. Обтирание делают в течение 2 месяцев (для получения эффекта тренировки), а затем переходят к более сильной процедуре - к обливанию.

Если Ваш ребенок заболел, обязательно обратитесь к врачу и, если он сочтет возможным, не отменяйте закаливающие процедуры, лишь несколько повысьте температуру воды (на 2-3 °С по сравнению с той, которая была до заболевания).

Научите ребенка систематически полоскать рот и горло водой комнатной температуры. Это способствует закаливанию носоглотки, предупреждает разрастание миндалин и аденоидов. Кроме того, полоскание оказывает массирующее действие на слизистую оболочку полости рта, миндалин и задней стенки глотки. На каждое полоскание необходимо примерно 1/3 стакана воды.

Закаливание солнечными лучами возможно только после «зимней» подготовки организма ребенка воздушными ваннами и водными про цедурами, поскольку солнце действует гораздо сильнее, чем воздух и вода. В лешие месяцы в средней полосе нашей страны лучшее время для пребывания де1ей под лучами солнца - с 10 до 12 часов. Начинать солнечную ванну можно не ранее, чем через 1,5 часа после еды и заканчивать не позднее, чем за 30 минут до еды. Это обосновано тем, что высокая температура угнетает выделение пищеварительных соков. Закаливающее действие солнца можно постепенно увеличивать, меняя одежду ребенка: вначале на него надевают рубашку с короткими рукавами, снимаю! колготки, носки, затем через 2 дня оставляют в одних трусиках. Голова ребенка всегда должна быть защищена от солнца головным убором.

Еще раз напоминаем: ослабленные дети особенно нуждаются в зака ливании, от Вашего внимания к рекомендациям врача, настойчивого, терпеливого их выполнения зависит, каким Ваш ребенок придет в школу, как будет справляться с новым для него режимом и нагрузками.

Наши советы адресованы, в первую очередь, родителям здоровых детей. Вам также необходимо внимательно наблюдать за состоянием ребенка, за его реакцией на закаливающие процедуры.

По каким признакам определить, эффективно ли закаливание?

Настроение - жизнерадостное, спокойное, ребенок нормально реагирует на окружающее.

Самочувствие - бодрое, ребенок всегда готов к действию, активно участвует во всех играх и занятиях.

Утомляемость - нормальная, наблюдается умеренная усталость.

Аппетит - хороший, активно ест все предлагаемые блюда, во время еды не отвлекается.

Сон - спокойный, глубокий, засыпает быстро (через 5-10 минут), во время сна отмечается расслабление мышц, ребенок не пробуждается от звука, света.

При изменении одного из перечисленных показателей - неустойчивость настроения, подавленность, раздражительность, плаксивость, повышенная утомляемость, ухудшение аппетита, сна - необходимо обратиться к врачу и но его рекомендации внести коррективы в закаливающие процедуры: сократить продолжительность, повысить температуру воды, заменить процедуру другой и. т.п.

Самое главное - не прекращайте закаливания!

«Закаливание ребенка в домашних условиях»

Если нельзя вырастить ребенка, чтобы он

совсем не болел, то, во всяком случае,

поддерживать у него высокий уровень здоровья

вполне возможно.

Н. М. Амосов      

Забота о здоровье человека всегда занимала во всем мире приоритетные позиции. Воспитание здорового ребенка является главной целью любого дошкольного учреждения. Потому что дошкольное детство -время интенсивного развития ребенка :приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых не возможен здоровый образ жизни.

Значит, перед нами, взрослыми, стоит очень важная задача: воспитать физически, нравственно и духовно здорового человека.

Что же кроме чистого свежего воздуха, яркого солнца и воды может быть лучшим средством поддержания сил и здоровья в молодом организме, который только формируется.

В этом случае, закаливание один из наиболее подходящих вариантов для тех, кто хочет сохранить свое здоровье и здоровье детей. Закаливание поможет избежать заболеваний, повысить иммунитет.

Конечно, родители боятся начинать закаливать своих детей в домашних условиях.

В закаливании, как и в любом другом начинании, важен позитивный настрой. На первых порах нужно постараться эту процедуру преобразовать в интересную игру.

Закаливание солнцем – эффективное средство оздоровления и стимулирование роста ребёнка. Успешно используется закаливание солнцем в борьбе с рахитом. Солнечный свет, проходя через орган зрения, возбуждает нервную систему. Нервная система, в свою очередь, регулирует состояние и тонус всех систем организма; регулирует биоритмы, активизирует обменные процессы. Обладающие высокой биологической активностью ультрафиолетовые лучи, воздействуя на человека через кожу, повышают устойчивость организма к неблагоприятным воздействиям окружающей среды, болезнетворным микробам, повышают иммунитет, снижают риск заболеваний.

Закаливание воздухом следует начинать с воздушных ванн, которые полезны как детям, так и взрослым, в том числе бабушкам и дедушкам. Закаливание воздухом повышает устойчивость организма к длительным воздействиям низких температур.

Ножные ванны– погружение ног до голеностопных суставов в таз с горячей водой. Ноги погружают на 3-10 секунд. Затем каждые 3 – 4 дня температуру воды следует снижать на 1 градус, доведя её в итоге до 20 –24 градусов С.

Контрастные ножные ванны являются хорошей профилактической закаливающей процедурой против ангин и катаров верхних дыхательных путей. Подобные процедуры рекомендуется выполнять по утрам, после сна.

Вам понадобятся 2 таза: один - с горячей водой (+38 гр. С), второй - с водой на 3 – 4 градуса холоднее. Сначала ребенок опускает ноги до голеностопных суставов на 2-3 секунды в горячую воду, потом сразу же в более прохладную на 5 секунд. Затем опять в первый таз, потом во второй, но уже на 10 секунд.

Обтирание - мероприятие подготавливающее организм человека к таким закаливающим процедурам, как обливание и холодный душ.

- Температура воды для первого обтирания должна быть 36-34 градуса С.

- Через каждые три процедуры температуру воды снижайте на два градуса С.

- Для детей и пожилых людей температура воды не должна быть ниже 20 градусов С.

- Здоровым взрослым рекомендуется снизить температуру до 12 С.

- Сначала обтирают руки и сразу же насухо вытирают их.

- Затем обтирают ноги, далее грудь, потом живот и спину.

- Обтирание лучше проводить после утренней гимнастики или после дневного сна.

- По мере снижения температуры воды продолжительность обтирания следует уменьшать с двух минут до полминуты.

Обливание водой - закаливающая процедура, которую следует начинать летом.

Лейку или ведро наполните водой температурой 36-34 градуса С. Далее в течение 2 минут последовательно, начиная с головы, обливайте все части тела.

Продолжительность закаливающего мероприятия и температура воды регулируется так же как и при обтирании.

Душ - закаливающая процедура, которая сочетает в себе температурное и механическое воздействие. Душ прекрасно тонизирует организм, поэтому его целесообразно делать утром, днем и вечером, а так же после физических упражнений.

Некоторые правила закаливания ребенка

- Закаливающие процедуры окажутся гораздо эффективнее, если будут приносить удовольствие и вызывать веселый смех.

- Станьте примером для подражания.

- Начинайте закаливание ребенка в домашних условиях только в том случае, если он полностью здоров.

- Продолжительность процедур увеличивайте постепенно.

- Не допускайте переохлаждения ребенка.

- Процедуры должны проводиться систематически.

Если мы будем придерживаться основных правил закаливания ребенка в домашних условиях, мы сможем защитить ребенка от частых простуд и хронических заболеваний и плохого настроения. Не зря же говорят: в здоровом теле здоровый дух.

Вот одна  известная притча.

В одном доме жил мужчина. Вместе с ним жили его жена, престарелая больная мать и его дочь – взрослая девушка. Однажды поздно вечером, когда все уже спали, в дверь кто-то постучал. Хозяин встал и отворил дверь. На пороге дома стояли трое. «Как вас зовут?» – спросил хозяин. Ему ответили: «Нас зовут Здоровье, Богатство и Любовь. Пусти нас к себе в дом». Мужчина задумался: «Вы знаете, – сказал он, – у нас в доме только одно свободное место, а вас трое. Я пойду, посоветуюсь с домочадцами, кого из вас мы сможем принять в нашем доме». Больная мать предложила впустить Здоровье, юная дочь захотела впустить Любовь, а жена настаивала на том, чтобы в дом вошло Богатство. Женщины очень долго спорили между собой. Когда мужчина открыл дверь, за порогом уже ни кого не было…

Желаем всем, чтобы в каждом доме было место и Здоровью, и Богатству, и Любви! Все в наших руках, стоит только захотеть...

Закаливающее средство для детей
с ослабленным здоровьем «Босоножье»

 

Это отличное закаливающее средство для детей с ослабленным здоровьем. Повышает устойчивость организма ребёнка к резким колебаниям температуры и к переохлаждению. Проводится в любое время дня. Дозировка определяется возрастом. Желательно начинать в теплый период года.

 

Группа

Виды ходьбы и дозировка

Теплый период

Время

Холодный период

Время

1

2

3

4

5

Ранний возраст

Ходьба и бег по одеялу и деревянному настилу

5-30 минут

Ходьба и бег по ковру в носках

5-30 минут

Младшая группа

Ходьба и бег по теплому песку и траве

5-45 минут

Ходьба по ковру босиком

5-30 минут

Средняя группа

Ходьба и бег по мокрому и сухому песку, траве, асфальту

5-60 минут

Ходьба босиком по ковру и в носках по полу. Бег босиком по полу

5-30 минут

Старшая группа

Ходьба и бег по земле, воде, асфальту

5-90 минут

Ходьба и бег босиком по полу группы

5-30 минут

 

Разделы сайта