О рациональном питании детей
Рациональное (здоровое) питание детей является необходимым условием обеспечения их здоровья, устойчивостью к действию инфекций и других неблагоприятных факторов, способностью к обучению во все возрастные периоды.
Организм ребенка даже в состоянии покоя расходует энергию. При мышечной и умственной работе обмен веществ усиливается. Расход энергии колеблется в зависимости от возраста детей и их активности. Восполнить эту энергию можно только с помощью питания. Чтобы пища принесла максимальную пользу, она должна содержать все жизненно важные вещества: белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, витамины и воду. Белки необходимы для построения новых клеток и тканей.Недостаток белка в пище приводит к задержке роста и развития, снижению массы тела и сопротивляемости инфекционным болезням. Наиболее высокой биологической ценностью благодаря присутствию всего набора незаменимых аминокислот обладают белки животного происхождения, содержащиеся в молоке и молочных продуктах, йогуртах, мясе, рыбе, яйцах. Следует знать, что не только недостаток, но и избыток белка оказывает на организм ребенка неблагоприятное влияние. Поэтому нежелательно, например, три раза в день давать ребенку мясные блюда, злоупотреблять сосисками, колбасами.
Источником легкоусвояемого животного жира в питании школьников является сливочное масло (потребность 30-40 г/сутки), содержащее жирорастворимые витамины А и Д. В рацион школьника обязательно должно быть включено и растительное масло (подсолнечное, кукурузное, оливковое и др.) в количестве 15-20 г. в день.
Углеводы служат основным источником энергии, обеспечивающие 50-60% необходимой для организма энергией в сутки. Основным источником углеводов являются продукты растительного происхождения: хлеб, макаронные изделия, крупы, картофель, овощи и фрукты. Углеводы, содержащиеся в этих продуктах, постепенно расщепляются на легкоусвояемые сахара (сахароза, фруктоза, глюкоза) в всасываются в желудочно-кишечном тракте. Легкоусвояемые сахара присутствуют в обычном сахаре, меде, варенье и других сладостях, сладких овощах и фруктах. При избытке углеводов в рационе снижается тонус мышц, ткани становятся рыхлыми, масса тела повышается.
Белки, жиры и углеводы усваиваются организмом наилучшим образом, если их соотношение в пищевом рационе составляет 1:1:4.
Минеральные вещества- соли кальция, фосфора, железо, а так же микроэлементы (цинк, марганец, селен и другие) обеспечивают рост и развитие, входят в состав гормонов, принимают участие в обменных процессах. Железо является необходимой частью гемоглобина в крови, при его недостатке развивается анемия. Железо содержится в большим количестве в мясе, печени, гречневой, овсяной и пшеничной крупах, бобовых растениях, некоторых фруктах (яблоки, груши, персики). Недостаток кальция ведет к нарушению формирования костей, задержке развития зубов и роста организма. Особенно необходим кальций в период интенсивного роста ребенка. Больше всего кальция содержится в молоке и молочных продуктах, в том числе кефире, йогуртах и особенно в сыре и твороге.
Витамины повышают физическую и умственную работоспособность, содействуют устойчивости организма к различным заболеваниям. В зимне-весеннем сезоне, когда в овощах и фруктах многократно снижается содержание основных витаминов для профилактики гиповитаминозов рекомендуется регулярно использовать поливитаминные препараты.
Для того, что бы Ваш ребенок был здоров, следует организовывать правильный режим питания. Завтрак перед уходом в школу должен состоять из двух блюд. Первое блюдо может быть крупяным, овощным или мучным. Очень полезно давать ребенку творог или яйцо. Второе блюдо-это чай с молоком, молоко, кофе, хлеб с маслом и сыром. В школе ученик должен обязательно получить горячий завтрак. Если по каким-либо причинам горячее питание не организовано, ребенку нужно давать с собой бутерброд. Длительное голодание по 6-7 часов приводит к более быстрому утомлению и может стать причиной развития заболеваний желудочно-кишечного тракта.
Дома или в школе ребенок должен получить полноценный обед из трех блюд. Первое блюдо не является основной частью обеда, поэтому школьникам 7-11 лет достаточно 300 граммов супа. Основная часть обеда- второе блюдо. Оно должно быть мясное, рыбное с крупяным или овощным гарниром. Третье блюдо- сладкое (компот, кисель и т.д.). На полдник детям необходимы: фрукты, кефир, молоко, чай со сдобной булочной, ватрушкой, пряником.
Ужинать детям нужно не позднее чем за 1-1,5 часа до сна. Ужин не должен быть очень обильным, так как сон с переполненным желудком будет беспокойным. Ужин должен состоять из двух блюд: первое- творог, рыба, яйца, овощи, крупяные и мучные блюда; второе- молоко, кефир, простокваша, кисель и др.
Однако к любым советам нужно подходить индивидуально, изучая и прислушиваясь к потребностям организма.
Никогда не делайте проблему из того, что Ваш ребенок не любит какую-то пищу. Любой пищевой продукт можно заменить другим. Не говорите: «съешь все, тебе это полезно». Это звучит так, будто Вы предлагаете лекарство. Пусть ребенок увидит, что вы едите то же самое и с удовольствием.
О целесообразности горячего питания
Школьник не только «грызёт гранит науки», он в то же время ещё и развивается, и растёт и полноценное питание для этих целей ему просто необходимо. Занимаясь напряженной умственной деятельностью, школьник расходует свои запасы энергии, а их пополнение напрямую связано с наличием в организме запасов углеводов, в первую очередь глюкозы. Если запас глюкозы в крови снижается, то значительно ухудшается работоспособность ребёнка, он хуже воспринимает учебный материал.
Поэтому целесообразно, чтобы наши учащиеся получали горячее питание в школе.
Польза подобных горячих завтраков неоспорима - они намного лучше, чем булочка или бутерброд; они позволяют ребёнку восполнить запас энергии, ведь от 4-6 часов нахождения в школе ребенок теряет много калорий. Также, наблюдения показали, что в школе, в коллективе ребёнок ест с аппетитом. Высококалорийные горячие завтраки обеспечивают длительную работоспособность школьников и благоприятно влияют на их физическое развитие.
В школьное меню включены каши, макаронные изделия, молочные продукты, мясо, рыба, салаты, свежие овощи и фрукты, чай, фруктовые соки и напитки, кондитерские изделия Необходимо заметить, что высокая умственная нагрузка школьников приводит к тому, что увеличивается потребность в витаминах и микроэлементах. Если в пище будет не хватать витаминов, то ребёнок может страдать от авитаминоза. У него ухудшается память и работоспособность, нарушается процесс роста.
Продукты школьного питания богаты витаминами, которые участвуют в обмене белков, жиров, углеводов, минеральных солей; стимулируют рост организма; улучшают защитные свойства кожи; влияют на деятельность нервной системы, в частности, на кору головного мозга; регулируют тканевое дыхание; регулируют деятельность нервной системы.
Всем необходимо помнить, что правильное питание в школе очень важно для формирования здоровья и личности ребёнка. Стоит отметить, что обучающиеся, получающие горячее питание в школе, лучше учатся, меньше болеют и реже страдают от избыточного веса. У них лучше память, выше иммунитет. Помните, что урок - это в любом случае напряжение, стресс. А если этот стресс регулярно происходит на голодный желудок, то до пресловутого школьного гастрита, а то и язвы - рукой подать. Кроме того, без горячего завтрака учащегося испытывает такой дефицит энергии, что потом переедает во время обеда и ужина.
Полноценное и правильно организованное питание - необходимое условие долгой жизни, отсутствия многих заболеваний. Мы, родители и педагоги, ответственны за здоровье наших детей.
Уважаемые родители!
Двухнедельное меню питания школьников отвечает всем требованиям, максимально соответствует нормам здорового питания, сбалансировано по питательным компонентам. В меню включены обогащённые микроэлементами и витаминами салаты, разнообразные гарниры, фрукты, фруктовые напитки, кисломолочные изделия. Пищевая ценность школьных завтраков и обедов соответствует возрастным физиологическим потребностям детей и подростков.
ЧТО ДОЛЖНЫ РОДИТЕЛИ ЗНАТЬ О ПИТАНИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА?
Питание ребёнка должно оставаться 4-5 разовым!
- У ребёнка возрастает не только физическая нагрузка, но и нагрузка на нервную систему! В питании надо учесть потребность организма ребёнка в определённых витаминах, макро- и микроэлементах.
- Приёмы пищи должны проходить в одно и то же время!
ЧТО ДОЛЖНЫ УЧЕСТЬ РОДИТЕЛИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА ПИТАНИЕМ, КОТОРОЕ БУДЕТ ПОЛНОСТЬЮ СООТВЕТСТВОВАТЬ ПОТРЕБНОСТЯМ КОНКРЕТНОГО РЕБЁНКА?
- В какое время начинаются учебные занятия у ребёнка и как долго будет он добираться до школы?
- Будет ли ребёнок находится в учебном учреждении весь день, или вторую половину дня он будет проводить вне школы?
- Будет ли маленький гений посещать дополнительные занятия, связанные с физической нагрузкой или требующие усидчивости?
ПРИНЦИПЫ ПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ 1– 4 КЛАССОВ
- Калорийность пищи должна соответствовать уровню нагрузки. Рекомендуемое соотношение между белками и углеводами — 1:4. При этом количество жиров должно соответствовать объему употребленных белков. Зачастую родители уделяют недостаточно внимания питанию школьников. Если до поступления в школу это частично компенсировалось рационом в дошкольном учреждении образования (детском саду), теперь практически все зависит только от родителей. В школе ребёнок, в зависимости от того, посещает ли он группу продлённого дня, получает питание от 1 до 3 раз (второй завтрак, обед, полдник).
- Пища должна быть полноценной, то есть обеспечивать растущий организм белками, углеводами (в том числе и клетчаткой фруктов, овощей и злаков), жирами, витаминами, минералами.
- Питание должно учитывать состояние здоровья ребёнка.
- Режим питания ребёнка должен быть стабилен и привязан к расписанию занятий учащегося. Родители должны позаботиться о том, чтобы ребёнок завтракал перед выходом из дома в школу. Через 2 часа он получит второй завтрак в школьной столовой. Обед — примерно через 3–4 часа, после возвращения домой или в группе продлённого дня. Еще через пару часов — легкий полдник. Вечером — ужин в кругу семьи. Постарайтесь, чтобы хоть раз в день вся семья собиралась вместе за общим столом. Это время вам дано не только для утоления голода, но и для общения друг с другом в спокойной обстановке.
раскрыть » / « свернуть