Юность – период жизни от отрочества до взрослости. Возрастные границы здесь достаточно условны, от 15-16 до 21-25 лет. Старшеклассники стоят на пороге юношеского возраста, готовятся начать взрослую жизнь. Перед ними встают новые задачи, в решении которых происходит психосоциальное развитие. Основная задача этого возраста – выбор дальнейшего жизненного пути. В связи с этим у старшеклассников формируется особый интерес к общению с взрослыми. С родителями обсуждаются жизненные и профессиональные перспективы. Важно, чтобы старшеклассник не просто представлял себе свое будущее в общих чертах, а осознавал способы достижения поставленных жизненных целей.
Большинство школьников, еще до 11 класса задумываются о своем будущем. Желательно, чтобы эти представления были и у их родителей. Что именно планирует ребенок – продолжить образование, поступить на работу или пойти в армию? Почему? Подобную информацию можно получить только в ходе откровенной беседы, лучше всего завести разговор об этом как бы «к слову», например, после совместного просмотра фильма провоцирующего содержания или «зацепившись» за рассказ самого ребенка о его одноклассниках.
Родители имеют основания встревожиться, если старшеклассник не может четко сформулировать свои планы или слишком часто их меняет. Можно спросить у самого ребенка, почему он до сих пор не принял однозначного решения. Если он огрызается или отмалчивается, возможно, ему просто не хочется задумываться о будущем, что свидетельствует об инфантильности. Полезно предложить ребенку поработать на каникулах, что поможет ему попробовать свои силы, почувствовать себя самостоятельным и подтолкнет к принятию важных жизненных решений.
Другой причиной может быть в недоверии родителям и страхе, что они осудят сделанный выбор. Здесь полезно будет рассказать, как в свое время они сами выбирали профессию, что думали на этот счет их собственные родители и были ли они в чем–то правы, привести опыт своих товарищей. Бесполезно отговаривать или категорично что–то запрещать. Важнее выяснить, насколько хорошо ребенок понимает, какую именно жизнь он выбирает, нет ли у него иллюзорных представлений о той или иной профессии, которая позволяет делать «бешеные деньги». Полезно обсудить карьеру известных миллионеров, телеведущих и музыкантов, которые начинали с чистки обуви или детских утренников.
Если ребенок принял определенное решение и сумел привести аргументы в пользу своего выбора, важно высказать пожелание, чтобы человеку удалось все задуманное и поинтересоваться, что именно сейчас он делает для достижения намеченной цели, помочь составить конкретный план.
Кроме того, родители могут помочь своим детям справиться с вероятной неудачей на выбранном пути, подобрав «запасные варианты» поступления в альтернативные учебные заведения.
Однако к доверительному общению со взрослыми старшеклассники обычно прибегают в проблемных ситуациях, а вот общение с друзьями остается интимно-личностным, исповедальным. Содержание такого общения – реальная жизнь, а не жизненные перспективы, передаваемая друг другу информация достаточно секретна. Такое общение требует взаимопонимания, внутренней близости, откровенности. Оно поддерживает самопринятие и самоуважение.
Родители ни в коем случае не должны препятствовать естественному для этого возраста стремлению общаться со сверстниками. Родителей должно настораживать обратное, и помочь они смогут, если вместе с ребенком подумают, где найти сверстников с похожими интересами и способностями. Старшеклассник, у которого есть с кем отметить день рождения или пойти на дискотеку, возможно, станет лучше учиться (здесь уместно аналогия с взрослым, у которого наконец–то наладилась личная жизнь, и он стал хватать «звезды с неба» на работе).
Развитие мышления, памяти, внимания у старшеклассников достигает уровня взрослого человека. Активно формируется теоретическое понятийное мышление, умение рассуждать логически и абстрактно. Развиваются коммуникативные способности и практические трудовые навыки.
В развитии эмоциональной сферы юноша сильно отличается от подростка. К 15 годам нервная система становится более уравновешенной. Как правило, юноши менее раздражительны и более оптимистичны, по сравнению с подростками, лучше управляют своими эмоциями, их настроение более устойчиво и в большей степени зависит от обстоятельств, чем от состояния нервной системы. Но по сравнению со взрослыми юноши более эмоциональны.
Самооценка девятиклассников относительно устойчива и высока, сравнительно адекватна. В это время преобладает оптимистический взгляд на самого себя, характерна низкая тревожность. В 11 классе ситуация становится более напряженной. Часть выпускников сохраняет оптимистичную самооценку, другие неуверенные в себе (чаще это девочки). В связи с изменением самооценки в 11 классе у многих возрастает тревожность. Важно помочь ребенку поверить в свои силы, пройти рядом с ним трудный этап подготовки и сдачи выпускных экзаменов, поступления в ВУЗ.
Также родители должны учесть, что после окончания школы, напряженных выпускных, вступительных экзаменов старшекласснику необходим полноценный отдых. Чувство усталости и опустошенности настигает всех выпускников: и «безалаберных» и ответственных. Еще никому не повредило ощущение, что «сейчас надо напрячь все силы, но потом я смогу отдохнуть и расслабиться».
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО ФОРМИРОВАНИЮ У РЕБЁНКА ПОЗИТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЖИЗНИ
- Обсудить с ребенком вопрос о помощи различных служб в ситуации, сопряженной с риском для жизни.
- Проговорить с ним те номера телефонов, которыми он должен воспользоваться в ситуации, связанной с риском для жизни.
- Дать ему рабочие номера телефонов, а также номера телефонов людей, которым родители сами доверяют.
- Воспитывать в ребенке привычку рассказывать родителям не только о своих достижениях, но и о тревогах, сомнениях, страхах.
- Каждую трудную ситуацию не оставлять без внимания, анализировать вместе с ребенком.
- Обсуждать с ребенком примеры находчивости и мужества людей, сумевших выйти из трудной жизненной ситуации.
- Не иронизировать над ребенком, если в какой-то ситуации он оказался слабым физически и морально. Помочь ему и поддержать его, указать возможные пути решения возникшей проблемы.
- Не опаздывать с ответами на вопросы ребенка по различным проблемам физиологии, иначе на них могут ответить другие люди.
- Постараться сделать так, чтобы ребенок с раннего детства проявлял ответственность за свои поступки и за принятие решений.
- Учить ребенка предвидеть последствия своих поступков, Сформируйте у него потребность ставить вопрос типа: «Что будет, если?..»
- Не обсуждать при ребенке то, что произошло, тем более с посторонними и чужими людьми.
- Развивать чувство юмора у ребёнка.
- Акцентировать внимание ребёнка на удачах, на положительных моментах жизни. Трудности бывают у всех, но они преодолимы и в целом жизнь прекрасна!
Повторяйте позитивные и вдохновляющие вас утверждения.
Оптимистами не рождаются – ими становятся!
раскрыть » / « свернуть