Почему так трудно обойтись без ярлыков «хороший» и «плохой» ребенок, и отчего именно эти ярлыки становятся для детей большой преградой для того, чтобы стать по-настоящему взрослыми.
Трудные подростки наделены даром выделяться из толпы. Родителям и педагогам с такими детьми чаще всего не удобно, ведь таких подростков сложнее понять и требуется больше усилий, чтобы наладить контакт. Но эти действия окупают себя с лихвой.
Две трети трудных подростков состоит на учете в правоохранительных органах. Это не смущает, но озадачивает. Если подростки привлекли внимание органов правопорядка, значит, они сильно отличаются от обычных детей. Чем? Надо ли взрослым в предлагаемых обстоятельствах изменить свою обычную манеру разговора или не надо? Подросток – это почти взрослый, то есть, обычный человек.
Эти дети могут задавать умные вопросы и внимательно слушать ответы. Они с чем-то соглашаются, с чем-то нет, и тогда получается небольшая дискуссия. Особо надо отметить, что они вполне складно и осмысленно выражают собственную точку зрения, которая в большинстве случаев абсолютно реалистичная. Они рассказывают, какую профессию хотели бы получить. В названиях нет ничего экзотического: врач, программист, ветеринар.
Но вопрос «кто и почему называет детей трудными?» не дает покоя. Кто сказал детям, что они трудные?
Нельзя наклеивать на детей никаких ярлыков, ни плохих, ни хороших. Нельзя зачислять их навсегда в категории: двоечников и отличников, трудных и послушных, в изгоев и элиту. Детям надо помогать становится взрослыми. То есть, учить общаться и договариваться с себе подобными, понимать сложившиеся в обществе «правила игры» и искать своё место, принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность. Любое клеймо – это препятствие на пути развития. Приговор «Ты двоечник и другим никогда не будешь» по сути – это запрет на любые высокие душевные побуждения.
Часто в обществе мы слышим, что детей называют трудными. Но это не сам ребенок трудный, это так сложилась его жизнь под руководством других, в т.ч. взрослых. Это они сделали всё, чтобы его жизнь была трудной, и он сам таким же. Ни один ребенок не рождается трудным. И если через 10 – 12 лет он не вписывается в правовые и моральные рамки, то чья это «заслуга»? Так кто же тогда трудный?
Если ребенок психически не здоров, и это определено специалистами в области психиатрии, то его надо лечить и создавать условия для выздоровления, если это возможно. Если же ребенок с медицинской точки зрения психически здоров, то он обычный человек, как все мы, и он никак не может быть труднее, чем мы с вами.
Зачастую бывает, что ребенка зачисляют в «трудные», когда он очень активен, задает много вопросов, хочет везде участвовать и борется за справедливость, как он сам её представляет. Конечно, с таким труднее, чем с тихим и послушным. Но из тихих не вырастают лидеры, в которых очень нуждается общество. Оно их ищет, и найти, увы, не может, поэтому организует различные школы и курсы с названием «Как стать лидером», но уже поздно. Лидером нельзя стать во взрослом состоянии, если ты таковым не был с детства. А если был, то на него с малолетства навесили ярлык «трудный». Только очень сильные натуры, взрослея, избавляются от ярлыков, наклеенных в детстве. Большинство несут этот крест через всю жизнь. Отсюда комплексы, неврозы и агрессия как способ защиты.
Как сказал один мудрец, осуждение и критика – это лекарство. Если доза слишком велика, то последствия могут быть печальными.
Памятка родителям подростков
• Отнеситесь к проблеме «трудного» ребенка, прежде всего, с позиции понимания трудностей самого ребенка.
• Не забывайте, что ребенок в какой-то степени наше отражение. Не уяснив причин его трудности, не устранив их, мы не сможем помочь ребенку. Поднимитесь над вашими собственными проблемами, чтобы увидеть проблемы вашего ребенка.
• К трудностям в воспитании отнеситесь по-философски. Они всегда имеют место. Не следует думать о том, что есть «легкие» дети. Воспитание ребенка – дело всегда трудное, даже при самых оптимальных условиях и возможностях.
• Остерегайтесь паники и фатализма. Они плохие спутники воспитания. Не привыкайте раздувать костер неблагополучия из искры каждой трудной ситуации. Не оценивайте своего ребенка плохо из-за какого-то плохого проступка. Не превращайте неуспех в одном деле в полную не успешность ребенка.
• Наконец, будьте оптимистичны! (У меня трудный ребенок, но я верю в его перспективу; у нас много проблем, но я их вижу, а правильно поставленная проблема наполовину уже решена).
Рекомендации для родителей
• Хвалите ребенка за хорошее поведение подобно тому, как Вы указываете ему на ошибки и отрицательное поведение. Поощрение закрепит в его сознании представление о правильном действии.
• Старайтесь похвалить ребенка за любое изменение к лучшему в его поведении, даже если оно весьма незначительно.
• Помните, что, прибегая чаще к похвале, Вы способствуете развитию у ребенка уверенности в себе.
• Старайтесь научить ребенка, как исправить неправильный поступок. Разговаривайте с ребенком в тоне уважения и сотрудничества.
• Вовлекайте ребенка в процесс принятия решения.
• Помните, что являетесь для ребенка образцом правильного поведения.
• Нельзя ожидать от ребенка выполнения того, что он не в состоянии сделать.
• Воздерживайтесь от заявлений, что ребенок ни к чему не пригоден, от грубостей в стиле «негодяй, бестолковый». Оценивайте сам поступок, а не того, кто его совершил.
• Используйте любую возможность, чтобы выказать ребенку свою любовь.
• Прислушивайтесь к ребенку и старайтесь понять его точку зрения, не обязательно соглашаться с ним, но благодаря вниманию, которое Вы ему оказали, он ощущает себя полноправным и достойным участником событий.
Помните, что ребенок охотнее подчиняется правилам, в установлении которых он принимал участие.
Что же делать родителям?
Чтобы не заводить ваши отношения с подростком в тупик, обратите внимание на следующие советы:
• Замечайте даже незначительные изменения в поведении подростка, так как сначала асоциальное поведение проявляется эпизодически, ситуативно. Позже отклонения происходят чаще, положительные качества перестают доминировать, но сохраняются. И, наконец, асоциальное поведение входит в привычку.
• Не злоупотребляйте наказаниями и запретами. Найдите причину или причины такого поведения подростка. Помните, что к вашему ребенку нужен индивидуальный подход.
• Говорите с ребенком, избегая резких выражений. Разговаривайте с ним, объясняйте, но не ставьте ему условий, не требуйте сразу идеального поведения. Комплексно вводите изменения в режим дня, в общество подростка, в его досуг.
• Необходимо найти сильные стороны или, лучше сказать, качества подростка и правильно их использовать, развивать, давая ему посильные задания.
• Усильте познавательный интерес подростка. Вовлекайте сына или дочь в разные виды деятельности, но держите ситуацию под постоянным контролем.
• В ребенка необходимо верить – это главное! Громадное значение имеет для трудного подростка испытать счастье, радость от успеха. Это величайший стимул к самосовершенствованию.
раскрыть » / « свернуть