Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Уроки общения с ребенком

 

 Существует общий принцип, без соблюдения которого все попытки наладить отношения с ребенком оказываются безуспешными. Принцип этот – безусловное принятие.

   Что он означает?

  Безусловно принимать ребенка – значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть.

   Потребность в любви, в принадлежности, то есть нужности другому, одна из фундаментальных человеческих потребностей. Ее удовлетворение – необходимое условие нормального развития ребенка. Эта потребность удовлетворяется, когда вы сообщаете ребенку, что он вам дорог, нужен, важен, что он просто хороший. Такие сообщения содержатся в приветливых взглядах, ласковых прикосновениях, прямых словах: «Как хорошо, что ты у нас родился», «Я рада тебя видеть», «Я люблю, когда ты дома» и т. д.

   Обнимайте ребенка несколько раз в день: четыре объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее восьми объятий в день! Кстати, не только ребенку, но и взрослому.

   Родители не должны забывать, что дети понимают все высказывания в свой адрес буквально. Они искренни в своих чувствах, и наделяют абсолютной искренностью любую фразу, сказанную взрослым. Чем чаще родители раздражаются на ребенка, одергивают, критикуют его, тем быстрее он приходит к обобщению: «Меня не любят». Доводы родителей типа: «Я же о тебе забочусь» или «Ради твоей же пользы» дети не слышат. Точнее, они могут услышать слова, но не их смысл. У них свое, эмоциональное, восприятие. Тон важнее слов, и если он резкий, сердитый или просто строгий, то вывод всегда однозначный: «Меня не любят, не принимают». Иногда это оформляется для ребенка не только в слова, сколько в ощущение себя плохим, «не таким», несчастливым.

  При разговоре о безусловном принятии часто встает вопрос о том принимать ребенка - значит ли это, что родитель не должен никогда на него сердиться. Конечно, нет. Скрывать и тем более копить свои негативные чувства ни в коем случае нельзя. Их надо выражать, но выражать особым образом, используя следующие правила:

    Можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом. Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства, какими бы нежелательными или «непозволительными» они не были. Раз они у него возникли, значит, для этого есть основания.

   Недовольство действиями не должно быть систематическим, иначе оно перерастет в неприятие ребенка.

  Одна из главных причин, которая мешает родителям безусловно принимать ребенка и показывать ему это - это настрой на «воспитание».

    Типичная реплика родителей: «Как же я буду его обнимать, если он еще не собрал игрушки…? Сначала дисциплина, а потом уже добрые отношения. Иначе я его испорчу». И родители встают на путь критических замечаний, напоминаний, требований. Вероятнее всего ребенок будет реагировать всевозможными отговорками, оттягиваниями, а то и открытым сопротивлением. Родители из, казалось бы, резонных «педагогических соображений» попадают в заколдованный круг, круг взаимного недовольства, нарастающего напряжения, частых конфликтов.

   Где же ошибка? Ошибка была в самом начале: дисциплина не до, а после установления добрых отношений, и только на базе них.

 Для установления таких отношений попытайтесь, не откладывая, выполнить следующие задания:

1. Посмотрите, насколько вам удается принимать вашего ребенка. Для этого в течение дня (а лучше двух-трех дней) постарайтесь подсчитать, сколько раз вы обратились к нему с эмоционально положительными высказываниями (радостным приветствием, одобрением, поддержкой) и сколько – с отрицательными (упреком, замечанием, критикой). Если количество отрицательных обращений равно или перевешивает число положительных, то с обращением у вас не все благополучно.

2. Закройте на минуту глаза и представьте себе, что вы встречаете своего лучшего друга (или подругу). Как вы показываете, что рады ему, что он вам дорог и близок? А теперь представьте, что это ваш собственный ребенок: вот он приходит домой (или вы приходите за ним) и вы показываете, что рады его видеть. Представили? Теперь вам легче будет это сделать на самом деле, до всяких других слов и вопросов. Хорошо, если вы продолжите эту встречу в том же духе в течение еще нескольких минут. Не бойтесь «испортить» его в течение этих минут, это просто невозможно.

3. Обнимайте вашего ребенка не менее четырех раз в день (обычное утреннее приветствие и поцелуй на ночь не считаются).

Примечание: Неплохо то же делать и по отношению ко взрослым членам семьи.

4. Выполняя два предыдущих задания, обратите внимание на реакции ребенка, да и на свои собственные чувства тоже.

 

Разделы сайта