Не упускай ни часу,
удержишь в руках
сегодняшний день, меньше
будешь зависеть от
завтрашнего...
(Из советов Л.А. Сенеки)
Жизнь не стоит на месте, и не зависимо ни от катаклизмов продолжаютпоявляться дети.
Ребёнок – это всегда дитя своего времени. Все законы его развития всегдаосуществляются (или не осуществляются) в конкретных условияхвоспитания и тесно связаны с установками и представлениями родителей. Впоследнее время окружающий мир, а значит и установки родителей, вомногом кардинально изменились.
В наше время одной из главных задач является умение организоватьсвоё свободное время. Это залог завтрашнего успеха.
Свободное время ребёнок может потратить как хочет, но родители должны помочь – направить его, подсказать, что принесёт ему пользу, а какое времяпровождение окажется во вред.
Главная задача – помочь ребёнку снять накопившееся за день напряжение и получить эмоциональную разрядку, кроме того, развить у него стремление к новым знаниям и навыкам. Сделать это совсем несложно, если прислушаться к тому, что дети говорят и чего хотят. Этопервостепенная истина, которая позволит вам не только грамотноорганизовать досуг ребёнка, но и достичь полного благоденствия в семье.
Совет 1
Для начала расспросите ребёнка, чем бы ему хотелось заниматься помимо школы. Как правило, у него уже могут быть свои предпочтения. К примеру, он может любить рисовать или интересоваться музыкой, а может быть ему интересно попробовать то, чем увлечены его друзья и одноклассники. В любом случае, не записывайте ребёнка в тот или иной кружок, предварительно не посоветовавшись с ним самим. Если какое-либо увлечение будет навязано, скорее всего, ничего хорошего из этого не выйдет, а задача по грамотной организации досуга будет не решена.
Не старайтесь записать ребёнка на каждое доступное занятие. Детям школьного возраста не рекомендовано участие более чем в двух кружках.
Совет 2
В обязательном порядке выделите время для совместного досуга. К примеру, для этих целей отлично подойдут выходные дни. Выбирайте такое занятие, которое было бы интересно и вам, и вашему сыну или дочери. Как утверждают психологи, когда дети и родители вместе играют, слушают песни, даже смотрят телевизор, они проникаются всеобъемлющим чувством семейственности и всепоглощающей любви. Это положительно сказывается, как на укреплении внутрисемейных отношений, так и на построении взаимного понимания между двумя поколениями.
Чтобы интересно и с пользой провести семейный досуг, его лучше спланировать заранее.
- Обсудить и выяснить со своими домочадцами, чем бы они хотели заняться в ближайшие выходные. Если желания у всех разные – найти компромиссный вариант.
- Составить список, включить интересы каждого члена семьи. Согласовать с ними план действий на ближайшие выходные.
- Начать подготовку к предстоящему мероприятию. Например, вы решили в выходные всей семьей отправиться на велопрогулку. Значит, мама может приготовить соответствующее обмундирование для всех, а папа приготовить велосипеды.
- Подготовить запасной вариант. Вы собрались на пикник, а на улице дождь. Можно заменить поход, на просмотр интересного фильма. К его просмотру у вас должно быть все готово.
- Учесть условиетого, что лучший отдых – это смена вида деятельности. Если кто-то из членов семьи всю рабочую неделю выкладывался физически, то ему не захочется идти в поход. В этом случае лучше, если вы дадите ему отдохнуть, а вечером поиграете в интересную настольную игру.
Устраивайте семейные праздники. Пусть это будеторганизация ваших собственных, выдуманных праздников.Праздник – это то, что живет внутри нас, наши ощущения, желания,мечты. И если сегодня именно тот день, когда хочется чего-нибудьособенного, а до ближайшего календарного торжества не одна неделя, придумывайте свои, необыкновенные праздники.
День осенних листьев. Для негоможно не назначать какой-то определенный день, а просто в один извыходных осенних дней, увидев за окном чудесную погоду,устроитьпраздник осени. И пусть это будет обычная прогулка, но само слово«праздник» настроит детей на радостное ожидание. На улице наберитецелый ворох разноцветных листьев, дома погладьте их утюгом и весь вечермастерите из них игрушки, аппликации и другие поделки.
Разноцветная неделя. Каждый день будет посвященодному из цветов радуги. На обратной стороне обоев нарисуйте карандашомрадугу,раскрасьте ее каждым цветом по очереди. Понедельник – денькрасного цвета, вторник - оранжевого, среда – жёлтого и т.д. В этот деньобратите внимание именно на этот цвет – ищите его в одежде, на улице,рисуйте картину одного цвета и т.п.
Собрав первые ягоды в домашнем саду и сваривпервую баночку варенья, обязательно пометьте её: напишите дату и времяприготовления, причём, на дне банки. Зимой же, случайно достав из запасовименно эту баночку, устройтеПраздник варенья. Это очень просто – всевместе пейте чай с вареньем и воспоминайте, кто и как собирал ягоды, кточистил, кто варил.
А вообще можно придумать большое количествопраздников. Имея трудности с учёбой, можно устроить «Праздник первой 10»,«Праздник выученного стихотворения», «Праздник Весёлого Карандаша» или такой праздник, как «Месяц не болели!»
Нетрудно заметить, что подобные праздники – не совсем настоящие.Они не требуют практически никакой подготовки, их сюжеты выдумываютсяна ходу, но радость они приносят самую настоящую. Главное – что при ихподготовке и проведении и родители, и дети, все вместе.
Проводитевечера сокровенных бесед, в которых можно разобраться вомногом, ответить на вопросы детей: почему Галя заплакала? Почемумальчишки такие вредные?Почему не всегда можно говорить правду? И этих «почему» бесконечномного.
Раз в неделю забывайте про свои дела и устраивать веселые посиделки на диване всей семьёй.Неважно – турнир по шахматам, конкурс на собирание пазлов, строительство палатки из одеял посреди комнаты с последующим вечером страшных историй при свете фонарика – лишь бы всем было весело и интересно!
Капсула времени.Каждый год можно анализировать, как вы его провели, что важного произошло, чего достигли. Все это можно погрузить в небольшую баночку, добавить туда детские рисунки и какие-то мелочи и закопать «будущим поколениям».
Преимущества отдыха всей семьёй:
- родители с детьми становятся близкими друзьями;
- появляется единый командный дух;
- развивается «чувство локтя» (взаимной поддержки);
- для родителей это возможность лучше понять своего ребёнка, узнать, чем он живёт, какие у него проблемы (в повседневной жизни на это не хватает времени, так как родители постоянно в работе и бытовых делах, а дети – в саду или в школе);
- для ребенка перенять у родителей основы поведения в обществе, обрести чувство безопасности во внешнем мире и исследовании новых способов его освоения.
Совет 3
Не менее полезно заинтересовать вашего ребёнка каким-либо видом спорта.Для девочек, к примеру, могут подойти всевозможные танцевальные секции, где она обретет идеальную осанку и грацию; мальчишкам же можно смело заниматься карате или борьбой, подобные секции помогут не только постоять за себя, но и научиться обретать внутреннюю гармонию.
Регулярная физическая активность может помочь ребятам улучшить кардиореспираторную выносливость, укрепить кости и мышцы, контролировать вес, уменьшить симптомы тревоги, депрессии и снизить риск развития сердечно-сосудистых заболеваний, диабета, остеопороза, улучшить успеваемость.
Ребёнку необходимо как минимум один час умеренной или активной физической активности каждый день. Подойдёт здесь и ходьба пешком, и езда на велосипеде, и такие виды спорта, как футбол, волейбол, плавание, бег.
Совет 4
Интеллектуальный досуг не менее важен, он поможет не только занять ребёнка, но и развить те или иные способности. К примеру, занятие шахматами или шашками помогает выявить предрасположенность ребёнка к математическим способностям, умению принимать стратегические решения. Даже обычные игры в монополию, занятие лепкой или собирание пазлов могут быть не менее эффективными в плане развития мелкой моторики, логического мышления и внимания.
Совет 5
Многим ребятам нравится проводить время за общением в социальных сетях, за играми на смартфоне, компьютере. Не запрещайте. Договоритесь о разрешённом дневном лимите. Пусть это будет 1-1,5 часа в сутки. (По нормам СанПиНа без ущерба для здоровья ребенок может работать за компьютером не более 15 минут подряд, после этого необходимо делать пятнадцатиминутный перерыв. Общее время работы на компьютере не должно превышать 1,5 часа в день.)
Чтобы увлечения компьютером не превратилось в«компьютероманию», попробуйте обернуть это детское увлечение в своюсторону. Увлекаясь сами, попробуйте составить электронную презентацию. Например, ваш ребёнок в классе выполняет фото иливидеосъемку всех школьных мероприятий и будней, а потом вы вместесоставляете интересные минифильмы, презентации о школьной жизни.Ребенок сам может найти необходимые сведения из дополнительнойлитературы, интернета, выделить в информации основную мысль. Всоставлении же самой презентации или монтировании ролика ему еще покатребуется ваша помощь.
Использование экранов перед сном может повлиять на скорость засыпания ребёнка. Если он уберёт мобильный телефон, планшет, выключит компьютер или телевизор за час до сна, он, скорее всего, заснёт быстрее.
Время вне школы жизненно важно для детей, чтобы усвоить то, что они узнали в школе, и научиться чему-то другому.
Правильно организованное свободное время делает человека счастливым и здоровым. Проводить время вместе – отличный способ оставаться на связи со своим ребёнком.
Древнекитайский философ, последователь Конфуция, Сюн-цзысказал: «Новорожденные везде плачут одинаково. Когда же они вырастают, уних оказываются неодинаковые привычки. Это – результат воспитания».Сегодня кажется, что обилие развивающих игр, компьютеров, всевозможныхновомодных предметов в школе уже снимает с родителей проблемуправильной организации досуга. Однако, это не так. На протяжении всегодетства и юности ребенка за его отдых отвечают именно родители или лица,их заменяющие.
ПАМЯТКА
«Как организовать свободное время ребёнка»
Не жди, что твой ребёнок будет таким,
как ты или таким, как ты хочешь.
Помоги ему стать не тобой, а собой.
Януш Корчак
1. Приучать ребёнка к правильной организации свободного времени нужно с самого детства, а не когда у него сформировались свои понятия об отдыхе.
2. Привлекайте ребёнка к разработке плана дня. Вероятность того, что он будет соблюдать режим дня, который вроде бы разработал сам, а не вынужден был подчиниться, выше. При составлении плана дня предлагайте ребёнку альтернативы, возможность выбора. Напомните, что ему придётся жить по этому плану.
3. Организуйте совместный отдых с детьми, проводите с ними больше времени.
4. Обязательно часть свободного времени ребёнок должен проводить на свежем воздухе. Растущий организм нуждается в насыщении кислородом.
5. Уребёнка обязательно должно быть время на общение со сверстниками.Общаясьмеждусобой, ониотрабатываютспособывзаимоотношений,проходят особую школу социальных отношений.
6. Постарайтесь занять ребёнка интересными увлечениями. Но не нужно предлагать современному ребенку собирать различные фантики или марки, такие способы проводить время остаются уже в прошлом. Вы можете предложить ребёнку заняться каким-нибудь видом спорта, современными танцами, посещать модные фотостудии или другие современные кружки и секции.
7. При выборе дополнительных занятий, определите, что вам важнее всего – физическое развитие ребёнка или путь к чемпионству, возможность узнавать как можно больше о разных занятиях или достигать мастерства в чём-то одном, выявление способностей или поиск дела, от которого ребёнок будет получать удовольствие.
8. Время, проведённое за компьютером – это НЕ ОТДЫХ!Помните, что младший школьник может работать за компьютером не более 15 минут подряд, после этого необходимо делать 15 минутный перерыв. Общее время работы на компьютере не должно превышать 1,5 часа в день.
9. Выполнение домашнего задания и любые интеллектуальные занятия должны чередоваться с 10-15 минутным отдыхом.
10. Досуговые занятия ребенка должны быть правильно распределены по времени. Для интеллектуального досуга больше подходит день, с 15 до 17 часов дня. В этот промежуток времени у ребёнканаблюдается особая концентрация внимания и стремление развиваться в умственном плане, а спортом предпочтительнее всего заняться с ребёнком в вечернее время суток.
Пунько Т.А., учитель начальных классов
раскрыть » / « свернуть