Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Инструктивно-методическое письмо Министерства образования 24.07.2018 г. "О деятельности учреждений общего среднего образования, структурных подразделений областных (Минского городского), исполнительных комитетов, городских, районных исполнительных комитетов, местных администраций районов в городах, осуществляющих государственно-властные полномочия в сфере образования, в 2018/2019 учебном году"

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель

Министра образования Республики Беларусь

___________Р.С.Сидоренко

24 июля 2018 г.

  ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО

«О деятельности учреждений общего среднего образования, структурных подразделений областных (Минского городского) исполнительных комитетов, городских, районных исполнительных комитетов, местных администраций районов в городах, осуществляющих государственно-властные полномочия в сфере образования, в 2018/2019 учебном году»

 

Концептуальными подходами к развитию системы образования Республики Беларусь до 2020 года и на перспективу до 2030 года определено, что общее среднее образование призвано создать для всех учащихся равные условия для получения образования, которые гарантируют личностное и социальное развитие, позволяющее быть успешными в жизни, приносить пользу обществу и государству.

В связи с этим на уровне общего среднего образования основными задачами являются подготовка к жизни всех без исключения учащихся, помощь им в осуществлении своего жизненного и профессионального самоопределения, обеспечение социальной и профессиональной мобильности личности, способной быть конкурентоспособной.

Основными направлениями на уровне общего среднего образования в 2018/2019 учебном году являются:

обеспечение равных условий для получения качественного общего среднего образования во всех видах учреждений общего среднего образования (далее – УОСО);

реализация воспитательного потенциала учебных занятий по всем учебным предметам;

развитие допрофессиональной подготовки и профессионального обучения учащихся УОСО;

создание здоровьесберегающего пространства в УОСО.

В 2018/2019 учебном году организация образовательного процесса будет осуществляться по четвертям в следующие сроки:

первая четверть – с 1 сентября 2018 г. по 27 октября 2018 г.;

вторая – с 8 ноября 2018 г. по 22 декабря 2018 г.;

третья – с 8 января 2019 г.  по 23 марта 2019 г.;

четвертая – с 1 апреля 2019 г. по 31 мая 2019 г.

На протяжении учебного года устанавливаются каникулы:

осенние – 10 дней с 29 октября 2018 г.  по 7 ноября 2018 г. включительно;

зимние – 15 дней с 24 декабря 2018 г. по 7 января 2019 г.  включительно;

весенние – 6 дней с 25 марта 2019 г.  по 30 марта 2019 г.  включительно;

летние – 92 дня с 1 июня 2019 г.  по 31 августа 2019 г., для учащихся, завершивших обучение на II ступени общего среднего образования, – 80  дней с 13 июня 2019 г. по 31 августа 2019 г. включительно.

Для учащихся I-II классов (ІІІ классов – для учащихся с ОПФР с пятилетним сроком обучения на I ступени общего среднего образования) в ІІІ четверти проводятся дополнительные зимние каникулы с 11 февраля 2019 г. по 17 февраля 2019 г. продолжительностью 7 дней.

 

I. НОРМАТИВНОЕ ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1. База данных «Образование» («Эталон», письмо НЦПИ)

При организации деятельности учреждений образования необходимо обеспечить использование официальных источников правовой информации.

Первоисточником достоверной и актуальной правовой информации является эталонный банк данных правовой информации Республики Беларусь, который формируется Национальным центром правовой информации Республики Беларусь и распространяется в составе информационно-поисковых систем (далее – ИПС) ”ЭТАЛОН“ и ”ЭТАЛОН-ONLINE“ (www.etalonline.by).

Для удобства использования правовой информации специалистами системы образования в профессиональной деятельности в ИПС ”ЭТАЛОН“ и ”ЭТАЛОН-ONLINE“ функционируют и постоянно обновляются следующие тематические банки данных (далее – БД):

БД ”Образование“, который содержит правовые акты, регулирующие общественные отношения в сфере образования, вопросы получения образования различных ступеней и уровней, социальной поддержки и защиты обучающихся, организацию оздоровления детей, направления государственной молодежной политики, в том числе по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов, акты международного сотрудничества в сфере образования,а также правовые акты, регламентирующие профессиональную деятельность педагогических работников;

БД ”Технические нормативные правовые акты“, содержащий образовательные стандарты и нормативные правовые акты, являющиеся структурными элементами научно-методического обеспечения образования (учебные программы, учебные планы и др.), а также формы централизованных и нецентрализованных государственных статистических наблюдений, справочную информацию о ведении государственной отчетности, формы ведомственной отчетности и указания по их заполнению;

БД ”Права несовершеннолетних“, в который включены документы, касающиеся правового положения детей, получения ими образования, осуществления трудовой деятельности, вопросов, связанных с профилактикой безнадзорности несовершеннолетних, их ответственности, а также правовые акты по противодействию торговле людьми.

Все документы, включенные в тематические БД, систематизированы по тематическим разделам. Тексты нормативных правовых актов находятся в актуальном состоянии.

 

2. Перечень нормативных правовых актов, локальных правовых актов, регулирующих вопросы деятельности УОСО

При организации деятельности учреждений общего среднего образования в 2018/2019 учебном году необходимо руководствоваться нормативными правовыми актами, локальными правовыми актами, регулирующими деятельность учреждений образования при реализации образовательных программ общего среднего образования и размещенными в официальных источниках.

Нормативные правовые акты, иные материалы по вопросам общего среднего образования размещены на портале Министерства образования Республики Беларусь (www.edu.gov.by / Система образования / Общее среднее образование).

В 2018 году Министерством образования приняты

постановления:

от 03.03.2018 № 10 «Аб унясенні дапаўненняў і змяненняў у пастанову Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь ад 20 снежня 2011 г. № 283»(в Положение об учреждении общего среднего образования);

от 07.05.2018 № 34 «О признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства образования Республики Беларусь» (в связи с утверждением Инструкции о порядке проведения республиканского конкурса профессионального мастерства педагогических работников «Учитель года Республики Беларусь» (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 02.04.2018 № 243));

от 08.05.2018 № 37 «Аб унясенні змяненняў у пастанову Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь ад 22 жніўня 2012 г. № 101»(в Инструкцию о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования (кроме педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава));

от 11.05.2018 № 42 «Аб унясенні змяненняў і дапаўненняў у пастанову Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь ад 15 верасня 2015 г. № 115»(в Инструкцию о порядке формирования, ведения и использовнаия автоматизированной системы учета в сфере образования “Электронное образование”);

от 11.05.2018 № 43 «Аб тыпавым вучэбным плане агульнай сярэдняй адукацыі на 2018/2019 навучальны год»;

от 23.05.2018 № 46 «О внесении дополнения в постановление Министерства образования Республики Беларусь от 16 августа 2011 г. № 233» Положение о центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации);

от 28.05.2018 № 48 «О внесении дополнения в постановление Министерства образования Республики Беларусь от 12июня 2014 г. № 75» Перечни мебели, инвентаря и средств обучения, необходимых для организации образовательного процесса учреждениями образования, реализующими образовательные программы общего среднего образования, учреждениями образования, реализующими образовательные программы специального образования, иными организациями, индивидуальными предпринимателями, реализующими образовательные программы специального образования на уровне дошкольного образования);

от 04.07.2018 № 58 «Об утверждении учебной программы факультативного    занятия    «Введение      в   аграрные   профессии»  для учащихся X-XI классов учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования»;

от 04.07.2018 № 59 «Об установлении перечня учебных предметов, по которым проводятся выпускные экзамены, форм проведения выпускных экзаменов при проведении в 2018/2019 учебном году итоговой аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования»;

приказы:

от 29.06.2018 № 565 «Об урегулировании вопроса о привлечении учащихся к сельскохозяйственным работам»;

от 24.05.2018 № 420«О разработке учебных программ факультативных занятий по основам выбора профессии для учащихся учреждений общего среднего образования».

Обращаем внимание, что в соответствии с подпунктом 4.6 пункта 4 статьи 20 Кодекса Республики Беларусь об образовании (далее – Кодекс) УОСО обязано обеспечить разработку и принятие правил внутреннего распорядка для учащихся, правил внутреннего трудового распорядка учреждения образования.

 

II. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

1. Создание здоровьесберегающегои безопасного пространства в УОСО

Совершенствование системы работы по созданию здоровьесберегающей и безопасной среды в УОСО является одним из основных направлений их деятельности.

На основании постановления совместных коллегий Министерства образования Республики Беларусь, Министерства здравоохранения Республики Беларусь, Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от 14.06.2017 № 6/9.1/19  «О развитии здоровьесберегающей среды и физической культуры в учреждениях образования», приказа Министра образования Республики Беларусь от 27.06.2017 № 451 «О развитии здоровьесберегающей среды и физической культуры в учреждениях образования» структурным подразделениям областных (Минского городского) исполнительных комитетов, осуществляющим государственно-властные полномочия в сфере образования, поручено на постоянной основе обеспечить:

развитие проекта «Школы здоровья» в УОСО, иных проектов, направленных на сохранение здоровья УОСО;

рассмотрение на заседаниях коллегий органов управления образованием с участием специалистов санитарно-эпидемиологической службы вопросов качества подготовки учреждений образования к учебному году, проблемы  здоровьесбережения учащихся в УОСО с анализом ситуации по развитию проекта «Школы здоровья»;

принятие мер по решению проблемы переукомплектованности УОСО, по организации образовательного процесса в одну смену за счет использования всех возможных ресурсов;

проведение в каждом УОСО комплекса здоровьесберегающих мероприятий в соответствии с требованиями санитарных норм и правил (проведение физкультминуток, динамических перемен, использование офтальмотренажеров, принятие мер по уменьшению массы ранцев и портфелей учащихся);

обеспечение качественного и безопасного питания учащихся УОСО;

проведение широкой информационно-разъяснительной работы с учащимися, законными представителями по вопросам безопасности жизнедеятельности, профилактики травматизма, профилактики компьютерной зависимости и вредных привычек, правильного питания учащихся и др.;

создание безбарьернойсреды в учреждениях образования;

эффективное взаимодействие с Белорусским Обществом Красного Креста по реализации мероприятий, направленных на сохранение здоровья граждан, повышение санитарной культуры населения.

При проведении профилактических мероприятий по формированию здорового образа жизни рекомендуется использовать информационные материалы по антидопинговой работе, которые размещены на сайте учреждения ”Национальное антидопинговое агентство“ http://www.nada.by/informacionnye-materialy-dlya-uchrezhdeniy-obrazov.

Работа по созданию здоровьесберегающей и безопасной среды в УОСО включает в себя создание условий для сохранения физического и психологического здоровья учащихся, обеспечение безопасных условий при организации образовательного процесса, профилактику детского травматизма, организацию качественного и безопасного питания.

Нафизическое и психологическоездоровье учащихся в УОСО влияет как соблюдение требований санитарных норм и правил при организации образовательного процесса, так и уровень методической подготовки педагогических работников УОСО.  В частности, анализ результатов утомляемости работоспособности учащихся, проведенный в 2017/2018 учебном году в рамках мониторинга качества общего среднего образования, выявил, что на функциональное состояние учащихся влияют соблюдение требований санитарных норм и правил при организации образовательного процесса, особенности проведения учебных занятий, организация перемен между учебными занятиями, интерес к изучению учебных предметов, эмоциональное состояние учащихся на учебных занятиях, режим дня и др.(Результаты мониторинга размещены на национальном образовательном портале в разделе «Руководителям» («Педагогам») / Оценка качества образования.)

Санитарно-эпидемиологические требования к организации образовательного процесса в УОСО установлены Санитарными нормами и правилами «Требования для учреждений общего среднего образования», утвержденными постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27.12.2012 № 206 (с изменениями и дополнениями) (далее – СанПиН).

В соответствии с пунктом 104 СанПиН максимальная допустимая недельная учебная нагрузка учащегося определяется суммой учебных часов на изучение учебных предметов, в том числе на повышенном уровне, и часов для факультативных занятий. В максимальную допустимую недельную учебную нагрузку учащихся не включаются лишь факультативные занятия «Час здоровья и спорта».

Обращаем внимание, что в соответствии с постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 03.05.2018 № 39 «О внесении изменений в постановление Министерства  здравоохранения  Республики  Беларусь от 27 декабря 2012 г. № 206» внесены изменения в СанПиН в части организации учебных занятий в первую (вторую) смену и максимально допустимой недельной учебной нагрузки учащихся.

Начиная с 1 сентября 2018 г. учебные занятия в первую смену должны проводиться в I, II, V, IX-XI классах, а также в VIIIклассах, в которых организовано изучение отдельных учебных предметов на повышенном уровне. Организация учебных занятий во вторую смену для VI-VII классов, в которых организовано изучение отдельных учебных предметов на повышенном уровне, возможно при условии ежегодного до начала учебного года согласования с главными управлениями образования (по образованию) облисполкомов, комитетом по образованию Мингорисполкома, областными центрами гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья, Минским городским центром гигиены и эпидемиологии при условии оптимального режима обучения (пункт 102 СанПиН).

С целью сохранения здоровья учащихся, поддержания их работоспособности в течение учебного дня, недели и учебного года расписание учебных занятий должно быть составлено в строгом соответствии с требованиями СанПиН. Кроме того, расписание учебных занятий должно быть составлено таким образом, чтобы масса ежедневного комплекта учебников с письменными принадлежностями (без массы ранца или рюкзака) не превышала норм, установленных пунктом 132 СанПиН.

Обращаем внимание, что в соответствии с пунктом 110 СанПиН контрольные работы проводятся в строгом соответствии с графиком, утвержденным руководителем УОСО, в одном классе не более чем по одному учебному предмету в день. В неделю в одном классе может быть не более трех контрольных работ с учетом того, что в понедельник и пятницу запрещено проводить контрольные работы.

В случае, если контрольная работа проводится по учебному предмету, который в расписании учебных занятий в данный день является последним уроком, директор и (или) заместитель директора обязаны обеспечить изменения в расписании учебных занятий, чтобы контрольная работа была проведена в период наибольшей работоспособности. Аналогично необходимо организовать работу и в случае, если контрольная работа проводится по учебному предмету, который изучается в объеме 1 часа в неделю и согласно расписанию учебных занятий проводится в понедельник или пятницу.

Особое внимание в 2018/2019 учебном году по-прежнему должно быть обращено на предупреждение перегрузки учащихся, соблюдение требований СанПиН в части объема домашнего задания по каждому учебному предмету.

С учетом результатов мониторинга и в целях снижения утомляемости и повышения уровня умственной работоспособности учащихся руководитель УОСО обязан организовать деятельность коллектива УОСО по неукоснительному соблюдению требований СанПиН.

Поскольку на физическое и психологическое состояние учащихся оказывают влияние организация проведения учебных занятий, то при планировании методической работы с педагогическими кадрами следует уделить внимание методике преподавания учебных предметов, владению учителями-предметниками разнообразными формами и методами организации учебно-познавательной и контрольно-оценочной деятельности, здоровьесберегающими образовательными технологиями. В ходе осуществления внутреннего контроля за состоянием преподавания учебных предметов, работой педагогических кадров необходимо проводить анализ используемых учителем форм проверки домашнего задания, способов изложения нового материала, темпа урока и др.

В рамках методических формирований учителей-предметников необходиморассмотреть следующие вопросы:

способы развития познавательных интересов учащихся и формирования мотивации учащихся к изучению учебного предмета;

умение конструировать учебное занятие с учетом динамики умственной работоспособности в процессе его проведения;

контрольно-оценочная деятельность учителя, умение учителя аргументировать выставленную отметку;

создание на учебных занятиях благоприятного психологического климата и др.

Безопасность образовательного процесса, профилактика детского травматизма

При организации работы по профилактике детского травматизма в УОСО в 2018/2019 учебном году необходимо руководствоваться действующими нормативными правовыми актами, регулирующими деятельность учреждений образования (www.edu.gov.by / Система образования / Общее среднее образование / Профилактика детского травматизма).

В соответствии с пунктом 4 статьи 20 Кодекса создание  безопасных условий при организации образовательного процесса является обязанностью учреждения образования. Учащиеся имеют право на охрану жизни и здоровья во время образовательного процесса (пункт 1 статьи 31 Кодекса).

В соответствии с поручением Министерства образования (письмо от 23.04.2014 № 05-17/720 «Об обеспечении безопасности образовательного процесса») в должностных обязанностях руководителей, заместителей руководителей и иных педагогических работников УОСО в обязательном порядке должна быть закреплена ответственность за необеспечение безопасных условий обучающихся при организации образовательного процесса (до начала и по окончании учебных (факультативных) занятий, во время перерывов между учебными (факультативными) занятиями, на уроках физической культуры и здоровья, трудового обучения и иных уроках и факультативных занятиях, в период проведения соревнований и иных внеурочных мероприятий и т.д.).

Каждому учителю, преподающему учебный предмет, следует на первом занятии в учебном году (далее – в каждой учебной четверти) провести с учащимися беседы о правилах безопасного поведения во время проведения учебных занятий с учетом специфики учебного предмета, о чем сделать соответствующую запись в классном журнале, например: «Обучение правилам безопасного поведения» («ОПБП»).

Медицинскую помощь обучающимся в УОСО оказывают медицинские работники, входящие в штат государственных организаций здравоохранения по месту нахождения учреждений образования (далее – организации здравоохранения).

Оказание медицинской помощи осуществляется в медицинских кабинетах (пунктах), расположенных на базе УОСО, которые оснащаются в соответствии с приложением 1 к Инструкции об оказании медицинской помощи детям в учреждениях образования, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 31.05.2012 № 669.

В соответствии с основной задачей медицинский персонал в УОСО наряду с иными функциями оказывает первичную доврачебную, врачебную (при наличии в штате врача) неотложную медицинскую помощь в медицинских кабинетах (пунктах) УОСО, организует доставку детей в центральные районные (городские) больницы (поликлиники).

Вопросы состояния здоровья детей, обучающихся в УОСО, не менее двух раз в год должны рассматриваться на педагогических советах учреждений образования и родительских собраниях.

Территориальной организацией здравоохранения обеспечивается медицинское сопровождение групп детей при проведении массовых мероприятий.

Расследование и учет несчастных случаев с обучающимися в УОСО осуществляется в соответствии с Инструкцией о расследовании и учете несчастных случаев с обучающимися и воспитанниками, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 07.08.2003 № 58 (далее – Инструкция).

В Инструкции даны определения несчастного случая, травмы, а также перечислены случаи, когда осуществляется расследование несчастного случая.

Расследованию подлежат несчастные случаи (травмы, полученные в результате нанесения телесных повреждений другим лицом или животными, ожога, утопления, поражения электрическим током, укусов насекомых, аварий, разрушений зданий, сооружений и других чрезвычайных ситуаций), повлекшие временную или стойкую утрату здоровья либо смерть обучающегося и произошедшие:

на территории учреждения образования или в ином месте, где обучающийся находился под непосредственным руководством педагогического работника в соответствии с приказом (поручением) руководителя учреждения образования;

при следовании к месту учебы, практики, отдыха (и др.) и обратно на транспорте, предоставленном учреждением образования;

на транспорте общего пользования или ином транспорте, а также при следовании пешком по приказу (поручению) руководителя учреждения образования.

Расследование несчастных случаев осуществляется в сроки, определенные Инструкцией.

Несчастный случай, произошедший с обучающимся, получившим травму, который не вызвал повреждения здоровья, учитывается руководителем УОСО в журнале регистрации микротравм.

Не допускается непринятие руководителем и иным педагогическими работниками УОСО своевременных и необходимых мер реагирования в случае произошедшего травмирования учащегося, а также неинформирование родителей (законных представителей) учащихся о травмах, полученных учащимися в период образовательного процесса в УОСО. Запрещается требовать от родителей (законных представителей) забирать ребенка в случае его травмирования из УОСО без оказания своевременной медицинской помощи.

Несчастный случай, о котором руководителю УОСО не было сообщено в течение учебного дня (учебной смены) или вследствие которого повреждение здоровья наступило не сразу, расследуется в соответствии с Инструкцией в срок не более одного месяца со дня, когда руководителю учреждения образования стало известно о несчастном случае (получение заявления от обучающегося, получившего травму, или его законного представителя (лица, представляющего его интересы), справки об освобождении от занятий и т.д.).

Вопросы состояния травматизма учащихся и обеспечения безопасности образовательного процесса необходимо не реже 1 раза в год рассматривать на заседаниях структурных подразделений областных (Минского городского) исполнительных комитетов, городских, районных исполнительных комитетов, местных администраций районов в городах, осуществляющих государственно-властные полномочия в сфере образования, педагогических советов УОСО, а также анализировать причины получения травм учащимися во время образовательного процесса и устранять условия, способствующие их получению.

Обращаем особое внимание на необходимость соблюдения мероприятий по профилактике травматизма во время, до начала и по окончании учебных (факультативных) занятий, во время перерывов между учебными (факультативными) занятиями, до начала, во время и по окончании проведения спортивных мероприятий, уделяя особое внимание на организацию качественного дежурства педагогических работников.

На первом учебном занятии каждой четверти и раздела учебной программы по учебному предмету «Физическая культура и здоровье», занятию «Час здоровья и спорта» учитель физической культуры проводит обучение учащихся правилам безопасного поведения (ОПБП) на учебных занятиях с учетом изучаемого материала учебной программы с обязательной краткой записью в классном журнале. Например, на первом уроке в четверти:

ОПБП на уроках. Техника спортивной ходьбы

На первом учебном занятии при изучении каждого раздела программы следует указывать соответствующий ему вид спорта, например:

Гимнастика. ОПБП. Два кувырка вперед слитно;

Л/атл. ОПБП. Низкий старт. Бег 60 м.

Ежегодно до 1 сентября на основании медицинских справок о состоянии здоровья, выданных организацией здравоохранения в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, приказом руководителя УОСО учащиеся распределяются на медицинские группы для учебных занятий по учебному предмету «Физическая культура и здоровье», занятия «Час здоровья и спорта» – основную, подготовительную, специальную, лечебной физкультуры.

Начиная с 2018/2019 учебного года необходимо принять меры по полной (100%) занятости учащихся, освобожденных от двигательной активности на уроке, отнесенных по состоянию здоровья к СМГ, ЛФК и присутствующих на уроке «Физическая культура и здоровье», занятиях «Час здоровья и спорта», с учетом особенностей учреждений образования.

В зависимости от особенностей учреждения образования это может быть:

проведение занятий группы СМГ одновременно с проведением учебного занятия «Физическая культура и здоровье» (при возможности кадрового обеспечения: один учитель проводит урок с учащимися основной и подготовительной группы, второй – с учащимися СМГ);

проведение занятий для учащихся, отнесенных к группе ЛФК, одновременно с проведением учебного занятия «Физическая культура и здоровье» (при возможности организовать занятие группы ЛФК в приспособленном помещении учреждения образования и при наличии соответствующего специалиста);

иная организация занятости учащихся, например, организация игры в шашки, шахматы, проведение стимулирующих (поддерживающих) занятий по другим учебным предметам, занятия в библиотеке, занятия с педагогом-организатором, педагогом-психологом (иными педагогическими работниками).

Руководитель учреждения образования несет персональную ответственность за организацию деятельности во время проведения урока «Физическая культура и здоровье», занятия «Час здоровья и спорта» всех учащихся. Ответственность за обеспечение безопасных условий при этом необходимо возлагать на педагогических работников учреждения образования, которые организуют (координуют) деятельность вышеуказанных категорий учащихся во время проведения урока (занятия).

Правила безопасности при организации образовательного процесса по учебным предметам «Химия» и «Физика» в учреждениях образования Республики Беларусь (постановление Министерства образования Республики Беларусь от 26.03.2008 № 26) устанавливают требования к мерам безопасности при проведении уроков, работ исследовательского характера, стимулирующих, поддерживающих и факультативных занятий, а также определяют обязанности участников образовательного процесса в учреждениях образования по обеспечению безопасных условий организации образовательного процесса.

Обучение безопасным приемам выполнения лабораторного опыта, лабораторной работы, практической работы, экспериментального исследования проводится перед началом их выполнения. Во всех случаях делается соответствующая запись об обучении в классном журнале. Непосредственно перед проведением экскурсии проводится обучение учащихся безопасному поведению на экскурсии, о чем также делается соответствующая запись в классном журнале.

При организации образовательного процесса по учебному предмету «Информатика» после проведения обучения учащихся всех классов общим мерам безопасности при нахождении в кабинете информатики в классном журнале в начале каждой четверти учебного года делается запись «Обучение правилам безопасного поведения в компьютерном классе» («ОПБП в компьютерном классе»).

Учебные занятия по учебному предмету «Информатика» должны быть организованы в соответствии с Санитарными нормами и правилами «Требования при работе с видеодисплейными терминалами и электронно-вычислительными машинами» и гигиеническим нормативом «Предельно допустимые уровни нормируемых параметров при работе с видеодисплейными терминалами и электронно-вычислительными машинами» (постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 28.06.2013 № 59).

Привлечение учащихся к сельскохозяйственным работам

В соответствии с пунктом 2 статьи 89 Кодекса запрещается привлечение обучающихся учреждений образования к выполнению работ (оказанию услуг), непредусмотренных учебно-программной документацией, планом воспитательной работы учреждения образования.

Министром образования Республики Беларусь подписан приказ от 29.06.2018 № 565 «Об урегулировании вопроса о привлечении обучающихся к сельскохозяйственным работам», согласно пункту 1 которого руководителям учреждений образования, руководителям структурных подразделений областных (Минского городского) исполнительных комитетов, осуществляющих государственно-властные полномочия в сфере образования, порученоисключить практику привлечения обучающихся к выполнению работ (оказанию услуг), непредусмотренных учебно-программной документацией соответствующей образовательной программы, планом воспитательной работы учреждения образования, программами воспитания, а также привлечения обучающихся к выполнению сельскохозяйственных работ.

В соответствии с пунктом 2 указанного приказа поручено при привлечении обучающихся учреждений образования к выполнению вышеназванных работ обеспечить выполнение требований законодательства, в том числе трудового законодательства, с учетом особенностей регулирования труда молодежи и заключение соответствующих договоров.

На особом ежедневном контроле руководителя УОСО должны находиться вопросы организации качественного и безопасного питания учащихся.

 

2. Особенности организации образовательного процесса в УОСО на II ступени общего среднего образования

Особенности организации образовательного процесса в УОСО в 2018/2019 учебном году обусловлены реализацией Указа Президента Республики Беларусь от 25.01.2018 № 30 «О приеме в учреждения общего среднего образования и обучении в них» и постановления Министерства образования Республики Беларусь от 03.03.2018 № 10 «Аб унясеннідапаўненняў і змяненняў у пастановуМіністэрстваадукацыіРэспублікі Беларусь ад 20 снежня 2011 г. № 283».

Пунктом 42 Положения об учреждении общего среднего образования введено понятие классов с изучением отдельных учебных предметов на повышенном уровне. В соответствии с пунктом 431, которым дополнено Положение об учреждении общего среднего образования, классы (группы) с изучением отдельных учебных предметов на повышенном уровне могут создаваться в УОСО на II и III ступенях общего среднего образования. Перечень учебных предметов, которые могут изучаться на повышенном уровне, определяется руководителем УОСО по согласованию с учредителем УОСО в соответствии с типовым учебным планом УОСО соответствующего вида.

Фактически пунктом 431 Положения об учреждении общего среднего образования предоставлена возможность изучения на повышенном уровне учебного предмета даже в группе при наличии не менее 5 (3) учащихся (по аналогии с количеством учащихся в группе для проведения факультативных занятий).

Поскольку перечень учебных предметов для их изучения на повышенном уровне определяется директором в соответствии с учебным планом этого УОСО, значительно возрастает ответственность директора и заместителей директора УОСО за определение тех направлений и учебных предметов, по которым есть высококвалифицированные кадры, есть соответствующая материально-техническая и учебная база, возможность организации образовательного процесса в соответствии с требованиями СанПиН.

Типовым учебным планом общего среднего образования, утвержденным постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 11.05.2018 № 43, определено следующее:

1) в V-VII классах средних школ на повышенном уровне может изучаться иностранный язык, на что может быть выделено не более 2 дополнительных учебных часов в неделю, при этом в соответствии с примечанием 12 к Типовому учебному плану средней школы, школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и подпунктом 1.3 пункта 1 постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 03.05.2018 № 39 «О внесении изменений в постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27.12.2012 № 206» максимальная допустимая недельная учебная нагрузка для учащихся V-VIII классов, в которых организовано изучение на повышенном уровне отдельных учебных предметов,  увеличивается на 1 час (пункт 105 СанПиН). Таким образом, фактически учебный план средней школы для V-VIII классов, в которых организовано изучение на повышенном уровне отдельных учебных предметов, разрабатывается на основе типового учебного плана гимназии;

2) в VIII классах гимназий и средних школ типовой учебный план идентичен и предоставляет возможность организовать изучение на повышенном уровне любого учебного предмета (любых учебных предметов), на что может быть выделено не более 2 дополнительных учебных часов в неделю (примечание 11 к Типовому учебному плану средней школы, школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и примечание 2 к Типовому учебному плану гимназии). В случае, если в VIII классе используется 2 дополнительных учебных часа в неделю на изучение учебного предмета (учебных предметов) на повышенном уровне, факультативные занятия «Основы безопасности жизнедеятельности» могут изучаться за счет часов, выделяемых на организационно-воспитательную работу.

В 2017/2018 учебном году будет продолжено изучение учебного предмета «Искусство (отечественная и мировая художественная культура)» в V, VI, VII и VIII классах, учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» во  II, III, IV, V, VI и VII классах. По данным учебным предметам не выставляются отметки и не задается домашнее задание.

3. Особенности организации образовательного процесса на III ступени общего среднего образования

На III ступени общего среднего образования в 2018/2019 учебном году в УОСО продолжат функционировать классы с изучением отдельных учебных предметов на повышенном уровне (далее – профильные классы) и классы, в которых все учебные предметы изучаются на базовом уровне (далее – базовые классы).

В профильных классах предусмотрено изучение отдельных учебных предметов на повышенном уровне, а также возможность проведения факультативных занятий профессиональной направленности с целью  ориентации на получение педагогических, сельскохозяйственных (аграрных) специальностей, специальностей государственных органов обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь и иных специальностей.

При принятии решения оборганизации профильного обучения в конкретном УОСОдолжны учитываться готовность и заинтересованность всех участников образовательного процесса в организации профильного обучения, наличие необходимых кадровых,  материально-технических и учебно-методических ресурсов, требования СанПиН при организации образовательного процесса, возможность взаимодействия с учреждениями дополнительного образования детей и молодежи, учреждениями профессионально-технического, среднего специального и высшего образования.

Несмотря на то, что профильное обучение введено в УОСО с 2015/2016 учебного года, актуальными остаются следующие вопросы, на которые следует обратить внимание органам управления образованием:

обеспечение качественной информационно-разъяснительной работы с учащимися и их законными представителями по вопросам обучения в профильных классах, особенностей зачисления в них;

организация постоянного сопровождениядопрофильной подготовки и профильного обучения специалистами социально-педагогической и психологической службы;

обеспечение доступности общего среднего образования (как в профильных классах, так и в базовых классах) с учетом особенностей региона.

В соответствии с пунктом 4 статьи 167 Кодекса учебный план УОСО разрабатывается учреждением образования на основе типового учебного плана общего среднего образования и утверждается руководителем УОСО по согласованию с его учредителем.

При разработке учебного плана учреждения образования общее количество часов, финансируемых из бюджета, увеличивается учредителем учреждения образования в случаях, предусмотренных пунктом 77 Положения об учреждении общего среднего образования.

При необходимости учредитель УОСО может принять решение о перераспределении учебных часов факультативных занятий в пределах района (города), т.е. учебные часы факультативных занятий, не используемые в одном УОСО, могут быть переданы в другое УОСО.

Порядок формирования Xпрофильных классов (групп) в УОСО

Зачисление учащихся в классы (группы) с изучением на повышенном уровне отдельных учебных предметов (далее – профильные классы) средних школ, учебно-педагогических комплексов (ясли-сад – средняя школа, детский сад – средняя школа) проводится в соответствии с пунктом 431 Положения об учреждении общего среднего образования: отметки не ниже 7 баллов по профильным учебным предметам, средний балл свидетельства об общем базовом образовании не ниже 6.

Зачисление в X класс, в котором все учебные предметы изучаются на базовом уровне, осуществляется в соответствии с пунктом 94 Положения об учреждении общего среднего образования.

Требования к формированию профильных классов в средней школе, учебно-педагогических комплексах (ясли-сад – средняя школа, детский сад – средняя школа), указанные в абзаце первом данного раздела, не распространяются на порядок приема в X класс лицея, учреждений высшего образования, реализующих образовательную программу общего среднего образования, гимназии.

Прием в X класс лицея, учреждений высшего образования, реализующих образовательную программу общего среднего образования, осуществляется по конкурсу на основе вступительных испытаний в соответствии с требованиями Положения об учреждении общего среднего образования.

В соответствии с пунктом 4 статьи 159 Кодекса лица, получившие общее базовое образование в гимназиях, гимназиях-интернатах, гимназиях – колледжах искусств, по их желанию продолжают получение образования на III ступени общего среднего образования в этих гимназиях, гимназиях-интернатах, гимназиях – колледжах искусств без сдачи вступительных испытаний и проверки способностей в области отдельных видов искусства.

При организации в 2018/2019 учебном году профильного обучения продолжается реализация трех моделей формирования X классов:

модель 1: объединение в одном классе учащихся, изучающих на повышенном уровне одинаковые учебные предметы;

модель 2: объединение в одном классе учащихся, изучающих на повышенном уровне разные учебные предметы;

модель 3: объединение в одном классе учащихся, изучающих отдельные учебные предметы на повышенном уровне и изучающих все учебные предметы на базовом уровне (за исключением гимназий и лицеев).

Учащиеся, которые выбрали учебные предметы для изучения на повышенном уровне, изучают их отдельно от тех учащихся, которые эти же учебные предметы изучают на базовом уровне (разные учебные программы).

Изучение учебных предметов, не выбранных учащимися в качестве профильных, осуществляется в составе класса. Если учебный предмет изучается на базовом уровне не всеми учащимися класса, то может формироваться одна группа из учащихся нескольких классов параллели.

Учебные часы факультативных занятий, указанные в типовом учебном плане, считаются в целом на УОСО и распределяются как на проведение факультативных занятий, так и на изучение профильных  учебных предметов.

Суммарный объем учебных часов не должен превышать общего количества часов, финансируемых из бюджета на учреждение образования в каждом классе. В случае, если в профильном X классе суммарный объем учебных часов превышает общее количество учебных часов, финансируемых из бюджета по данному классу (39 часов), то недостающее количество учебных часов выделяется из общего количества учебных часов факультативных занятий, имеющихся в учреждении образования.

При организации образовательного процесса класс делится на группы по отдельным учебным предметам  в соответствии с пунктом 54 Положения об учреждении общего среднего образования.

Возможные варианты учебного плана для X профильных классов представлены в приложениях 2-3.

С целью снижения учебной нагрузки на учащихся, обучающихся в профильных классах, рекомендуется проводить факультативные занятия, в том числе и профессионально ориентированные, в шестой школьный день.

В УОСО могут функционировать профильные классы профессиональной направленности для ориентации на получение педагогических, сельскохозяйственных (аграрных) специальностей, специальностей государственных органов обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь и иных специальностей. В указанных классах учащиеся изучают на повышенном уровне отдельные учебные предметы (профильные предметы) и дополнительно осваивают содержание соответствующей учебной программы факультативных занятий:

в профильных классах педагогической направленности – учебной программы «Введение в педагогическую профессию» (утверждена постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 24.03.2017 № 27);

в профильных классах аграрной направленности – учебной программы «Введение в аграрные профессии» (утверждена постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 04.07.2018 № 58).

Обращаем внимание, что прием в профильные классы профессиональной направленности осуществляется в соответствии с теми же требованиями, что и в обычный профильный класс. ВX профильные классы аграрной направленности возможен набор учащихся, имеющих отметки по профильным учебным предметам не ниже 6 баллов и средний балл свидетельства об общем базовом образовании не ниже 5 баллов.

В случае, если в учреждении образования нет возможности сформировать профильный класс профессиональной направленности, возможно формирование группы из числа различных классов одной параллели и из числа учащихся различных УОСО района (города). В этом случае состав группы (класса) для проведения факультативных занятий «Введение в педагогическую профессию. X-XI класс» или «Введение в аграрные профессии» утверждаетсяприказом директора УОСО, на базе которого организуется проведение данного факультативного занятия. Пунктом 64 Положения об учреждении общего среднего образования предусмотрена возможность организации межшкольных факультативных занятий за счет не использованных отдельными УОСО учебных часов, финансируемых из бюджета в соответствии с типовым учебным планом УОСО соответствующего вида.

Открытие профильных классов профессиональной направленности  должно быть утверждено приказом учредителя (решением районного (городского) исполнительного комитета), которым утверждается сеть УОСО на очередной учебный год.

Для ориентации на получение специальностей государственных органов обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь могут использоваться следующие учебные программы факультативных занятий:

военно-патриотической (пограничной) направленности «Юный пограничник»  – Минск: Национальный институт образования, 2015;

«Защитники Отечества» (для X-XI классов учреждений общего среднего образования)  – Минск: Национальный институт образования, 2016.

При освоении содержания учебных программ указанных факультативных занятийв полном объеме в аттестате об общем среднем образовании будет сделана запись «Усвоена программа факультативных занятий «Введение в педагогическую профессию. X-XI класс», или «Усвоена программа «Введение в аграрные профессии»  и т.д.

В соответствии с типовым учебным планом средней школы, школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на 2018/2019 учебный год в X базовых классах введен учебный предмет «Трудовое обучение» (6 учебных часов в неделю), в рамках которого будет реализовываться образовательная программа профессиональной подготовки рабочих (служащих). Особенности организации образовательного процесса в УОСО при реализации данной образовательной программы изложено в приложении 23 к инструктивно-методическому письму Министерства образования Республики Беларусь «Об организации в 2018/2019 учебном году образовательного процесса при изучении учебных предметов и проведении факультативных занятий при реализации образовательных программ общего среднего образования».

4. Общие требования к делению класса на группы при изучении отдельных учебных предметов

В соответствии с постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 03.03.2018 № 10 «Аб унясенні дапаўненняў і змяненняў у пастанову Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь ад 20 снежня 2011 г. № 283» в пункт 54 Положения об учреждении образования внесены отдельные изменения.

Класс делится на группы независимо от наполняемости класса по учебным предметам:

«Трудовое обучение»– в V-IX классах (на группу мальчиков (юношей) и группу девочек (девушек). Дополнительно обращаем внимание на то, что в соответствии с пунктом 4 замечаний к типовому учебному плану средней школы, школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на 2018/2019 учебный год на реализацию образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) на каждую из групп в классе (не более двух групп) выделяется 6 учебных часов в неделю.

«Физическая культура и здоровье»– в X-XI классах (на группу мальчиков (юношей) и группу девочек (девушек));

«Допризывная и медицинская подготовка»– в X-XI классах (на группу юношей и группу девушек);

«Иностранный язык». Обращаем внимание, что пунктом 54 Положения об учреждении общего среднего образования предусмотрено деление класса на группы наполняемостью не менее 9 человек. При этом предусмотрена возможность деления класса на группы с меньшей наполняемостью за счет часов, предусмотренных типовым учебным планом общего среднего образования на проведение факультативных занятий. Решение об открытии групп с меньшей наполняемостью принимает орган управленияобразованием местного исполнительного и распорядительного органа по согласованию с финансовым управлением этого исполнительного и распорядительного органа. Внесенное изменение исключило возможность однозначного деления класса на три группы и предоставило возможность местным органам управления образованием осуществлять деление на 2 или 3 (возможно, и более) группы исходя из особенностей (контингента учащихся, количества учителей, количества учебных кабинетов, сменности учебных занятий и др.). При делении на группы класса, в котором изучаются два иностранных языка, деление на две группы проводится следующим образом: при наполняемости класса не менее 18 учащихся (например, английский язык изучают 11 учащихся, немецкий язык – 7 учащихся) на одну группу выделяется 3 или 5 учебных часов (в зависимости от уровня изучения – базового или повышенного) по типовому учебному плану общего среднего образования и на вторую группу выделяется аналогичное количество учебных часов (3 или 5) в соответствии с пунктом 54 Положения об учреждении общего среднего образования. Деление группы, в которой 11 учащихся изучают английский язык, возможно на две группы за счет учебных часов, предназначенных типовым учебным планом для проведения факультативных занятий.

Класс делится на группы в зависимости от наполняемости класса по учебным предметам:

«Информатика» – в VI-XI (XII);

«Математика» – при проведении практикумов по решению задач в X-XI классах с изучением на повышенном уровне учебного предмета «Математика»;

«Физика» – при проведении фронтальных лабораторных работ в VII-XI (XII) классах, практикумов по решению задач в X-XI классах с изучением на повышенном уровне учебного предмета «Физика»;

«Биология» – при проведении лабораторных и практических работ в X-XI классах с изучением на повышенном уровне учебного предмета «Биология»;

«Химия» – при проведении практических работ в VII-XI (XII) классах, лабораторных опытов в  X-XI классах с изучением на повышенном уровне учебного предмета «Химия»;

«Астрономия» – при проведении астрономических наблюдений в  XI (XII) классе.

 

III. АТТЕСТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

  1. Текущая и промежуточная аттестация учащихся

Для проведения текущей аттестации учащихся установлены следующие виды контроля: поурочный и тематический.

Поурочный контроль проводится с целью проверки и оценки усвоения учащимися учебного материала в процессе изучения темы и носит стимулирующий, корректирующий и воспитательный характер.

Периодичность оценивания результатов учебной деятельности каждого учащегося при поурочном контроле определяется педагогом в зависимости от специфики учебного предмета и изучаемого учебного материала, методов, форм и технологий обучения, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

Тематический контроль проводится с целью проверки и оценки усвоения учащимися учебного материала определенной темы (или нескольких тем). При осуществлении тематического контроля оцениваются достижения учащихся не по отдельным элементам (как при поурочном контроле), а в логической системе, соответствующей структуре учебной темы (нескольких тем).

Поурочный и тематический контроль могут осуществляться в устной, письменной, практической формах и в их сочетании. Выбор формы контроля зависит от содержания и специфики учебного предмета, количества учебных часов, выделяемых на его изучение, этапа обучения и планируемых результатов обучения, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

Для осуществления контроля используются методы и средства, которые позволяют получить наиболее объективную информацию о результатах учебной деятельности учащихся. К ним относятся индивидуальный, групповой и фронтальный опрос с использованием контрольных вопросов и заданий, содержащихся в учебниках, учебных, учебно-методических пособиях и дидактических материалах, собеседования, дидактические тесты, диктанты, изложения, сочинения, самостоятельные и контрольные работы, наблюдения, лабораторные и практические работы, лабораторные опыты, экспериментальные исследования, рефераты и др.

Обращаем внимание, что согласно предметным методикам обучения после этапа изучения новой темы в структуре урока учитель предусматривает этап закрепления знаний и умений по новой теме.

Закрепление может проводиться в различной форме (устной, письменной, практической). Учитель проводит данную работу с целью установления уровня усвоения учебного материала по новой теме. Этот опрос носит диагностический характер и обеспечивает анализ, оперативное регулирование и коррекцию образовательного процесса и учебной деятельности.

Отметка по результатам данного опроса может выставляться по усмотрению учителя тем учащимся, которые успешно выполнили задание по новой теме, или не выставляться вообще.

Оценка результатов учебной деятельности учащихся осуществляется в соответствии с Нормами оценки результатов учебной деятельности учащихся общеобразовательных учреждений по учебным предметам, утвержденными приказом Министерства образования Республики Беларусь от 29.05.2009 № 674 (с изменениями и дополнениями).

 

2. Выпускные экзамены по завершении обучения и воспитания на II и III ступенях общего среднего образования

В 2018/2019 учебном году по сравнению с прошедшим учебным годом изменений в количестве и перечне выпускных экзаменов по завершении обучения и воспитания на II и III ступенях общего среднего образования (далее – выпускные экзамены) не произойдет.

В соответствии с постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 04.07.2019№ 59«Об установлении перечня учебных предметов, по которым проводятся выпускные экзамены, форм проведения выпускных экзаменов при проведении в 2018/2019 учебном году итоговой аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования» учащиеся:

IX классов будут сдавать три выпускных экзамена (все – в письменной форме) по учебным предметам «Белорусский язык», «Русский язык», «Математика»;

XI классов – четыре обязательных выпускных экзамена: по учебным предметам «Белорусский язык» или «Русский язык» (в письменной форме), «Математика» (в письменной форме), «Иностранный язык» (в устной форме по экзаменационным билетам) и «История Беларуси» (в устной форме по экзаменационным билетам).

 

IV. ОБЕСПЕЧЕНИЕ МЕР СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ УЧАЩИХСЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ:

  1. Организация питания отдельных категорий учащихся

В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.02.2005№ 177 «Об утверждении Положения об организации питания учащихся, получающих общее среднее образование, специальное образование на уровне общего среднего образования» (далее – постановление № 177) учащиеся из семей, имеющих трех и более детей в возрасте до 18 лет обеспечиваются двух- или трехразовым бесплатным питанием за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов.

Согласно статье 62 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье семья, в которой на иждивении и воспитании находятся трое и более детей, называется многодетной. Статус многодетной семьи подтверждается удостоверением, которое выдается местными исполнительными и распорядительными органами. Семья самостоятельно несет издержки по воспитанию и содержанию детей (родных и усыновленных).

Льготы, установленные законодательством для многодетных семей, не распространяются на опекунские, приемные семьи и детские дома семейного типа, принявшие на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а регулируются отдельными нормами законодательства, поскольку расходы на содержание детей − воспитанников опекунских, приемных семей и детских домов семейного типа финансируются за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, а также иных источников в порядке, установленном законодательством.

Так, в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 06.07.2006 № 840 опекуны (попечители), приемные родители и родители-воспитатели ежемесячно получают денежные выплаты на питание воспитанников приемной семьи, обеспечение их одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием, учебными принадлежностями, предметами личной гигиены, иными предметами первой необходимости, в том числе на личные расходы по достижении ими возраста 7 лет.

Таким образом, если в семье воспитывается трое детей, среди которых есть дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, то им не может быть предоставлено питание за счет средств бюджета в соответствии с пунктом 1-1 постановления № 177.

Дополнительно информируем, что в соответствии с пунктом 38 постановления № 177 органы управления образованием и учреждения образования могут направлять на организацию питания средства от проведенных благотворительных акций, пожертвований благотворительных фондов, государственных и общественных организаций, спонсоров, иностранных инвесторов, поступлений по линии гуманитарной помощи и других источников, не запрещенных законодательством Республики Беларусь.

В соответствии с пунктом 6 постановления № 177 питание учащихся первых классов, которые обучаются на базе учреждений дошкольного образования, организуется и оплачивается в порядке, установленном для воспитанников учреждений дошкольного образования, т.е. на основании постановления Совета Министров Республики Беларусь от 29.02.2008№ 307 «О размере и порядке взимания платы за питание детей, получающих дошкольное образование, специальное образование на уровне дошкольного образования» (далее – постановление № 307).

Постановлением № 307 установлено, что плата родителей (законных представителей) за питание детей в учреждениях дошкольного образования, специальных дошкольных учреждениях, иных учреждениях образования, реализующих образовательную программу дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, финансируемых за счет средств республиканского и (или) местного бюджетов, взимается в размере 100 процентов от действующих денежных норм расходов на питание в день на одного воспитанника в зависимости от возраста детей, вида и режима работы дошкольного учреждения.

Данным постановлением предусмотрены льготы по оплате питания. Так, в частности, оплата за питание

не взимается:

с родителей (законных представителей) детей-инвалидов, детей, страдающих онкологическими заболеваниями, больных туберкулезом, инфицированных вирусом иммунодефицита человека, получающих дошкольное образование, специальное образование на уровне дошкольного образования;

с членов семей лиц, перечисленных в подпунктах 12.2 и 12.3 пункта 12 статьи 3 Закона Республики Беларусь от 14.06.2007 «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 147, 2/1336);

снижается:

на 50 процентов для семей, имеющих трех и более детей в возрасте до 18 лет; для семей, проживающих на территории радиоактивного загрязнения в зоне последующего отселения, в зоне с правом на отселение и в зоне проживания с периодическим радиационным контролем; для опекунов, приемных родителей, родителей-воспитателей детских домов семейного типа, детских деревень (городков);

на 30 процентов для семей, имеющих двух детей, получающих дошкольное образование, специальное образование на уровне дошкольного образования.

 

  1. Транспортное обеспечение учащихся

В соответствии со статьей 38 Кодекса транспортное обеспечение обучающихся является одной из мер их социальной защиты.

Согласно пункту 1 статьи 47 Кодекса транспортное обеспечение учащихся включает в себя предоставление в соответствии с законодательными актами льгот при проезде на транспорте общего пользования, а также организацию их бесплатного подвоза.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.02.2011 № 202 «О некоторых вопросах проезда обучающихся» (далее – постановление № 202) учащимся, получающим общее среднее и специальное образование, представлено право бесплатного проезда на автомобильном транспорте общего пользования регулярного городского сообщения, городском электрическом транспорте и в метрополитене от места жительства (места пребывания) к месту учебы и обратно в период с 1 сентября по 30 июня. Данное право реализуется на основании справки о том, что гражданин является обучающимся учреждения образования.

Типовая форма справки о том, что гражданин является обучающимся, установлена постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 21.06.2012 № 67.

Пункт 2 постановления № 202 содержит рекомендательную норму областным, Минскому городскому и районным Советам депутатов в пределах своей компетенции принимать дополнительные меры по поддержке обучающихся, получающих общее среднее и специальное образование, в течение учебного года при проезде в общественном транспорте в иных случаях. Порядок предоставления данных дополнительных мер по поддержке учащихся определяется местным исполнительным и распорядительным органом, исходя из финансовых возможностей и потребности в предоставлении поддержки учащимся, в пределах средств местных бюджетов.

Согласно пункту 2 статьи 47 Кодекса при организации бесплатного подвоза обучающихся в учреждениях общего среднего образования, проживающих в сельских населенных пунктах, используются маршрутные автобусы, пригородные и местные поезда, транспорт сельскохозяйственных и иных организаций.

Вопросы подвоза учащихся УОСО регулируются Инструкцией о порядке организации подвоза обучающихся, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 30.08.2011 № 247 (далее – Инструкция).

Районные исполнительные комитеты и местные администрации обязаны закрепить за УОСО, в функционал которых входит организация подвоза обучающихся, каждый населенный пункт.

Подвоз учащихся, проживающих в сельской местности, осуществляется бесплатно, т.к. покупка, содержание и эксплуатация школьных автобусов осуществляется за счет средств местных бюджетов. В случае отсутствия школьных автобусов учащимся бесплатно предоставляется проездной билет на пригородный транспорт, приобретаемый за счет средств местных бюджетов.

В случае выбора обучающимся (законными представителями обучающегося), проживающим в сельской местности, учреждения образования, расположенного в городском населенном пункте, расходы по его проезду от места жительства (места пребывания) к месту учебы и обратно берут на себя законные представители.

Вопросы организации бесплатного подвоза обучающихся, проживающих в сельских населенных пунктах, решаются местными исполнительными и распорядительными органами.

В соответствии с Законом Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы в пределах своей компетенции в порядке, установленном законодательством, принимают меры по обеспечению социальной защиты граждан на соответствующей территории, в том числе путем предоставления государственной адресной социальной помощи, назначения и выплаты пособий, оказания иных видов социальной поддержки, осуществляют разъяснение вопросов применения законодательства, относящихся к компетенции органов местного управления и самоуправления.

На основании пункта 7 статьи 11 Закона Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» вопросы, затрагивающие интересы сопредельных территорий, решаются соответствующими Советами совместно.

 

  1. Обеспечение учебниками и учебными пособиями

В соответствии с пунктом 2 статьи 39 Кодекса бесплатное пользование учебниками и учебными пособиями устанавливается для:

учащихся санаторных школ-интернатов, специальных учебно-воспитательных учреждений и специальных лечебно-воспитательных учреждений;

лиц с особенностями психофизического развития;

детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

детей-инвалидов в возрасте до восемнадцати лет, инвалидов с детства;

лиц, осваивающих содержание образовательной программы дошкольного образования и страдающих онкологическими заболеваниями или больных туберкулезом;

обучающихся из семей, которые в соответствии с законодательством получают государственные пособия на детей старше трех лет;

обучающихся из семей, в которых один или оба родителя являются инвалидами I или II группы;

обучающихся, являющихся членами семей лиц, перечисленных в подпунктах 3.2, 3.4 и 3.7 пункта 3, пункте 10 и подпунктах 12.2 и 12.3 пункта 12 статьи 3 Закона Республики Беларусь от 14.06.2007 «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., N 147, 2/1336).

Для обучающихся из многодетных семей плата за пользование учебниками и учебными пособиями снижается на 50 процентов от установленной платы за пользование соответствующими учебниками и учебными пособиями.

Категории семей, которые имеют право на государственное пособие на детей старше трех лет из отдельных категорий семей, указаны в статье 14 Закона Республики Беларусь от 29.12.2012 «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» (далее – Закон). Так, право на пособие на детей старше 3 лет из отдельных категорий семей имеют мать (мачеха) или отец (отчим), усыновитель (удочеритель), опекун (попечитель) при воспитании ими ребенка, не находящегося на государственном обеспечении, если в семье:

воспитывается ребенок-инвалид в возрасте до 18 лет;

воспитывается ребенок в возрасте до 18 лет, инфицированный вирусом иммунодефицита человека;

отец (отчим) или усыновитель (удочеритель) являются военнослужащими, проходящими срочную военную службу;

оба родителя (мать (мачеха), отец (отчим)) в полной семье либо единственный родитель в неполной семье, усыновитель (удочеритель) являются инвалидами I или II группы, а также если один из родителей в полной семье является инвалидом I группы, а второй осуществляет уход за ним и получает пособие, предусмотренное законодательством.

Лица, перечисленные в подпунктах 3.2, 3.4 и 3.7 пункта 3, пункте 10 и подпунктах 12.2 и 12.3 пункта 12 статьи 3 Закона Республики Беларусь от 14.06.2007 «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан»:

3.2. военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Отечества или исполнении обязанностей воинской службы в государствах, где велись боевые действия;

3.4. лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при исполнении служебных обязанностей в районах боевых действий;

3.7. работники, обслуживавшие действующие воинские контингенты в Афганистане или в других государствах и ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период ведения боевых действий, кроме случаев, когда инвалидность наступила в результате противоправных действий, по причине алкогольного, наркотического, токсического опьянения, членовредительства;

10. граждане, в том числе уволенные в запас (отставку), из числа военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Следственного комитета Республики Беларусь, Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей);

12.2. военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, погибших (умерших) при исполнении воинского или служебного долга в Афганистане или в других государствах, где велись боевые действия, а также умерших вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период боевых действий;

12.3. военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Следственного комитета Республики Беларусь, Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), а также умерших в период прохождения военной службы (службы) вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, непосредственно связанных со спецификой несения военной службы (службы).

 

V. ДОКУМЕНТООБОРОТ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

  1. Ведение документации УОСО, перечень документов для отдельных категорий педагогических работников (постановление Министерства образования № 164)

Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 27.12.2017 № 164 «Об установлении перечня документов, обязательных для ведения отдельными педагогическими работниками, и исключения практики привлечения педагогических работников к выполнению работ, не относящихся к выполнению их трудовых функций» (далее – постановление № 164) определен перечень документов, обязательных для ведения отдельными педагогическими работниками учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования.

Пунктом 2 постановления № 164 установлено, что перечень документов, образующихся в деятельности конкретного УОСО, определяется руководителем УОСО в соответствии с Перечнем документов Национального архивного фонда Республики Беларусь, образующихся в процессе деятельности Министерства образования Республики Беларусь, структурных подразделений областных и Минского городского исполнительных комитетов, осуществляющих государственно-властные полномочия в сфере образования и по делам молодежи, государственных организаций, подчиненных Министерству образования Республики Беларусь, с указанием сроков хранения, установленным в приложении к постановлению Министерства образования Республики Беларусь от 24.05.2012 №52, пунктом 1 постановления № 164 и с учетом специфики деятельности УОСО.

Таким образом, руководитель УОСО с учетом специфики деятельности учреждения образования определяет перечень документов, образующихся в работе учреждения, и несет ответственность за состояние дел по вопросам документооборота. Недопустимо выполнение функциональных обязанностей (в том числе ведение документации) членов администрации учителями-предметниками.

 

  1. Предоставление статистической отчетности

Сбор и обработка статистических данных в 2018/2019 учебном году будет осуществляться на основании Инструкции о порядке формирования, ведения и использования системы учета в сфере образования «Электронное образование», утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 15.09.2015 № 115 (с изменениями и дополнениями).

Обращаем внимание на то, что Указом Президента Республики Беларусь от 2 марта 2011 г. № 95 «О некоторых вопросах сбора информации, не содержащейся в государственной статистической отчетности» установлено, что государственный орган вправе осуществлять разовый сбор информации у подчиненных (входящих в состав, систему) организаций, а также у неподчиненных организаций по вопросам, входящим в его компетенцию (далее – разовая информация). Запрос о предоставлении разовой информации должен содержать основания для направления запроса и предоставления разовой информации, способ предоставления разовой информации (на электронном или бумажном носителе посредством почтовой связи либо специально подготовленных информационных систем и сетей или иным способом, подтверждающим, что данная информация исходит от запрашиваемой организации), форму, по которой предоставляется разовая информация, и при необходимости указания по ее заполнению.

Запрос иной информации, сбор которой не предусмотрен законодательством, запрещен.

 

VI. ОФИЦИАЛЬНЫЕ САЙТЫ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ

Сайты органов управления образованием всех уровней, УОСО (далее – официальные сайты) относятся к категории официальных сайтов, основной целью которых является позиционирование организации и (или) учреждения в глобальной сети Интернет. Официальные сайты являются средством  создания  единого информационного образовательного пространства, формирования положительного имиджа региональной системы образования, имиджа УОСО.

 В связи с этим официальные сайты должны быть информативными (целостно представлять систему образования региона, характеризовать деятельностьУОСО), доступными и иметь удобную навигацию, систему поиска. Любая  информация, размещенная на официальном сайте, должна быть достоверной и снабжена соответствующими ссылками на источник данной информации. Оперативная (текущая) информация должна систематически обновляться.

С целью снижения количества обращений граждан необходимо анализировать содержание поступающих от граждан вопросов и размещать на официальных сайтах соответствующие комментарии.

 

В соответствии с пунктом 47 Положения об учреждении общего среднего образования дополнительно информируем, что в 2019/2020 учебном году организация образовательного процесса будет осуществляться по четвертям в следующие сроки:

первая четверть – со2 сентября 2019 г. по 26 октября 2019 г.;

вторая – с 4 ноября 2019 г. по 24 декабря 2019 г.;

третья – с 13 января 2020 г.  по 26 марта 2020 г.;

четвертая – с 6 апреля 2020 г. по 30 мая 2020 г.

На протяжении учебного года устанавливаются каникулы:

осенние – 6 дней с 28 октября 2019 г.  по 2 ноября 2018 г. включительно;

зимние – 17 дней с 26 декабря 2019 г. по 11 января 2020 г.  включительно;

весенние – 9 дней с 27 марта 2020 г.  по 4 апреля 2020 г.  включительно;

летние – 92 дня с 1 июня 2020 г.  по 31 августа 2020 г., для учащихся, завершивших обучение на II ступени общего среднего образования, – 80  днейс 13 июня 2020 г. по 31 августа 2020 г. включительно.

Для учащихся I-II классов (ІІІ классов – для учащихся с ОПФР с пятилетним сроком обучения на I ступени общего среднего образования) в ІІІ четверти проводятся дополнительные зимние каникулы с 17 февраля 2020 г. по 23 февраля 2020 г. продолжительностью 7 дней.

 

Приложение 1

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к учебному плану

государственного учреждения образования

«___________________________________»

 

1. Учебный план государственного учреждения образования «___________________»(далее – учреждение образования) разработан в соответствии с частью первой пункта 4 статьи 167 Кодекса Республики Беларусь об образовании на основе типового учебного плана средней школы, школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на 2018/2019 учебный год, утвержденного постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 11 мая 2018 г. № 43 «Аб тыпавым вучэбным плане агульнай сярэдняй адукацыі на 2018/2019 навучальны год» (далее – постановление 43)(указывается конкретный типовой учебный план определенного вида учреждения общего среднего образования).

2. Организация образовательного процесса в учреждении образования  осуществляется в соответствии с :

Кодексом Республики Беларусь об образовании;

Положением об учреждении общего среднего образования, утвержденным постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20 декабря 2011 г. № 283 (с изменениями и дополнениями) (далее – Положение);

Санитарными нормами и правилами «Требования для учреждений общего среднего образования», утвержденными постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27 декабря 2012 г. № 206 (с изменениями и дополнениями) (далее – СанПиН);

письмом Министерства образования Республики Беларусь от 4 сентября 2013 г. № 06-19/95 «О некоторых особенностях организации образовательного процесса в учреждениях общего среднего образования»;

инструктивно-методическим письмом Министерства образования Республики Беларусь «О деятельности учреждений общего среднего образования, структурных подразделений областных (Минского городского) исполнительный комитетов, городских, районных исполнительных комитетов, местный администраций районов в городах, осуществляющих государственно-властные полномочия в сфере образования, в 2018/2019 учебном году», утвержденным заместителем Министра образования Республики Беларусь 24 июля 2018 г.;

инструктивно-методическим письмом Министерства образования Республики Беларусь «Об организации в 2018/2019 учебном году образовательного процесса при изучении учебных предметов и проведении факультативных занятий при реализации образовательных программ общего среднего образования», утвержденным заместителем Министра образования Республики Беларусь 13 июля 2018 г.

3. Учебный план учреждения образования разработан с учетом максимальной допустимой недельной учебной нагрузки учащихся учреждений общего среднего образования в соответствии с приложением 7 к СанПиН.

4. Учебный план учреждения образования включает в себя перечень учебных предметов, изучаемых на базовом (базовом и повышенном) уровне, количество часов в неделю на изучение каждого из учебных предметов, количество учебных часов на проведение факультативных, стимулирующих и поддерживающих занятий, обязательную и максимальную допустимую недельную учебную нагрузку учащихся, общее количество часов, которые финансируются за счет средств бюджета.

Учебные часы, выделенные на проведение факультативных занятий, распределяются на проведение стимулирующих и поддерживающих занятий, а также могут использоваться для деления класса на группы при изучении отдельных учебных предметов.

5. На базе учреждения образования в 2018/2019 учебном году организовано:

в V(VI, VII) классе – изучение на повышенном уровне учебного предмета «Иностранный язык» в количестве 4 (5) учебных часов в неделю (в соответствии с примечанием 9 к типовому учебному плану средней школы, школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на 2018/2019 учебный год, утвержденному постановлением 43);

в VIII классе – изучение на повышенном уровне учебного предмета «_______» в количестве ___ учебных часов в неделю (указывается каждый учебный предмет, который изучается на повышенном уровне) (в соответствии с примечанием 11 к типовому учебному плану средней школы, школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на 2018/2019 учебный год, утвержденному постановлением 43);

в X (XI) классе – изучение на повышенном уровне учебного предмета «_______» в количестве ___ учебных часов в неделю и учебного предмета «_______» в количестве ___ учебных часов в неделю (в соответствии с примечанием 8 к типовому учебному плану средней школы, школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на 2018/2019 учебный год, утвержденному постановлением 43).

(В данном пункте указывается каждый класс (группа), в котором (которой) организовано изучение на повышенном уровне отдельных учебных предметов.)

7. Дополнительно выделяются и финансируются часы:

7.1. в соответствии с пунктом 54 Положения на деление класса на группы при изучении:

7.1.1. учебного предмета «Иностранный язык (английский)»:

из расчета 3 часа в неделю на группу:

III класс – 2 группы, 6 часов;

IV «А» класс – 2 группы, 6 часов;

……..

из расчета 4 часа в неделю на группу:

V класс – 1 группа, 4 часа;

……..

из расчета 5 часов в неделю на группу:

VII класс – 2 группы, 10 часов;

……..

всего с III по XI класс –  ____ часов;

7.1.2. учебного предмета «Допризывная и медицинская подготовка» – из расчета 1 час в неделю на группу:

X «А» класс – 1 группа, 1 час;

……..

XI класс – 1 группа, 1 час;

всего с X по XI класс –  ____ часов;

7.1.3. учебного предмета «Трудовое обучение»:

……..

7.1.4. учебного предмета «Физическая культура и здоровье»:

……..

7.1.5. учебного предмета «Информатика»:

……..

7.1.6. ……..

7.2. в соответствии с пунктом 77 Положения:

7.2.1. на проведение общественно полезного труда – из расчета 1 час накаждый из III-VIII классов и 2 часа на каждый из IX-XI классов;

всего с III по XI классы – ____ часов;

7.2.2. на проведение учебных занятий по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» с учащимися, отнесенными к специальной медицинской группе, – из расчета 2 часа в неделю на одну группу:

всего ___ групп – ­­­____ часов;

……..

7.3. в соответствии с пунктом 4 замечаний к типовому учебному плану средней школы, школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на 2018/2019 учебный год, утвержденному постановлением 43, – на реализацию образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) в X классе в рамках учебного предмета «Трудовое обучение» из расчета 6 учебных часов в неделю  на каждую группу (не более двух групп).

8. За счет часов, выделенных на проведение факультативных занятий, в каждом из I-XI классов проводится «Час здоровья и спорта» в объеме 1 часа в неделю.Занятия «Час здоровья и спорта» являются обязательными и вносятся  в расписание учебных занятий. 

Всего с I по XI класс – ____ часов.

8. За счет часов, выделенных на проведение факультативных занятий, в каждом из VIII классов проводятся занятия по основам безопасности жизнедеятельности.

Всего – ____ часов.

9. По завершении учебного года:

9.1. с учащимися X классов проводятся:

обязательные 5-дневные учебно-полевые сборы (юноши) – всего 30 часов;

обязательная 5-дневная медицинская практика (девушки) – всего 30 часов;

9.2. с учащимися V-VIII классов 5-дневная трудовая практика (по 3 учебных часа в день) – всего 15 часов на каждый из V-VIII классов;

10. Образовательный процесс при обучении и воспитании учащихся осуществляется по четвертям в следующие сроки:

первая четверть – с 1 сентября 2018 г. по 27 октября 2018 г.;

вторая – с 8 ноября 2018 г. по 22 декабря 2018 г.;

третья – с 8 января 2019 г.  по 23 марта 2019 г.;

четвертая – с 1 апреля 2019 г. по 31 мая 2019 г.

На протяжении учебного года устанавливаются каникулы:

осенние – 10 дней с 29 октября 2018 г.  по 7 ноября 2018 г. включительно;

зимние – 15 дней с 24 декабря 2018 г. по 7 января 2019 г.  включительно;

весенние – 6 дней с 25 марта 2019 г.  по 30 марта 2019 г.  включительно;

летние – 92 дня с 1 июня 2019 г.  по 31 августа 2019 г., для учащихся, завершивших обучение на II ступени общего среднего образования, – 80  дней с 13 июня 2019 г. по 31 августа 2019 г. включительно.

Для учащихся I-II классов (ІІІ классов – для учащихся с ОПФР с пятилетним сроком обучения на I ступени общего среднего образования) в ІІІ четверти проводятся дополнительные зимние каникулы с 11 февраля 2019 г. по 17 февраля 2019 г. продолжительностью 7 дней.

 


 

Приложение 2

 

№ пп

Учебный предмет

Количество часов в неделю по направлениям 10 класс

Матем.+ ин.яз.

Матем.+физика

Матем.+химия

I. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ

1.1. Базовый элемент

Белорусский язык

1

Белорусская литература

2/1

Русский язык

1

Русская литература

1/2

Иностранный язык

-

3

Математика

-

Информатика

1

История Беларуси

1

Всемирная история

1

Обществоведение

1

География

2

Биология

2

Физика. Астрономия

2

-

 

Химия

2

-

Физическая культура и здоровье

2

Допризывная и медицинская подготовка

1

 

Всего по базовому элементу

20

21

21

1.2. Повышенный элемент

 

Иностранный язык

5

-

-

Математика

6

Химия

-

-

4

Физика. Астрономия

-

4

 

 

 

 

 

 

Всего по повышенному элементу

11

10

10

 

Всего по обязательному компоненту на класс

31

31

31

Час здоровья и спорта

-

1

 

2

Стимулирующие и (или) поддерживающие занятия

1

1

 

Факультативные занятия

 

 

 

Максимальная допустимая недельная учебная нагрузка

34

34

34

Общее количество часов, финансируемых из бюджета, в соответствии с типовым учебным планом

39

 

 

Приложение 3

№ пп

Учебный предмет

 

                                              

Количество часов в неделю по направлениям 10 класс

Физико-матем.

Филол.

Хим.-биол.

Обществов.

I. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ

1.1. Базовый элемент

Белорусский язык

1

Белорусская литература

2/1

Русский язык

1

-

 

Русская литература

1/2

Иностранный язык

3

-

 

Математика

-

4

Информатика

1

История Беларуси

1

-

Всемирная история

1

Обществоведение

1

-

География

2

Биология

2

-

 

Физика. Астрономия

-

2

Химия

2

-

 

Физическая культура и здоровье

2

Допризывная и медицинская подготовка

1

 

Всего по базовому элементу

21

23

23

25

1.2. Повышенный элемент

 

 

Иностранный язык

-

5

-

-

Математика

6

-

-

-

Обществоведение

-

-

-

2

Физика. Астрономия

4

-

-

-

Русский язык

-

3

-

-

Химия

-

-

4

-

Биология

-

-

4

-

История Беларуси

-

-

-

3/2

 

Всего по повышенному элементу

10

8

8

5/4

 

Всего по обязательному компоненту на класс

31

31

31

30/29

Час здоровья и спорта

1

2

Стимулирующие и (или) поддерживающие занятия

1

Факультативные занятия

 

 

 

 

Максимальная допустимая недельная учебная нагрузка

34

34

34

34

Общее количество часов, финансируемых из бюджета, в соответствии с типовым учебным планом

39

 

Разделы сайта