Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Раннее выявление семейного неблагополучия

 

 «Дети – это наше настоящее,

 будущим они могут стать,

 лишь если мы поможем им сегодня.

Завтра будет поздно».

 А. Лиханов

   Детский мир – особый мир. Кому-то не хватает родительского тепла и внимания, кто-то замыкается в себе, не надеясь на понимание окружающих. Самое главное – мы должны сердцем понять и принять, что дети не виноваты в возникающих конфликтах и проблемных ситуациях. В первую очередь виноваты взрослые, не осознавшие в полной мере ответственности за своё поведение и отношение к детям. Детство – короткий, но важный этап в жизни человека. Именно в этот период формируются качества, необходимые во взрослой жизни.

  Мы привыкли рассматривать семью как очаг мира и любви, где человека окружают самые близкие и дорогие люди. Однако при более пристальном рассмотрении оказывается, что это не так. Семья все чаще напоминает театр военных действий, арену ожесточенных споров, взаимных обвинений и угроз, нередко доходит и до применения физической силы. Долгое время считалось: все это дела деликатные, внутрисемейные… Но слишком тягостны и обширны последствия такого насилия. Слишком широко и глубоко они отзываются на судьбах взрослых и детей, чтобы это могло оставаться «частным делом».

   Если говорить о ранней профилактике семейного неблагополучия, то она должна быть органически согласована с социальной реальностью, окружающей семью, а значит, с ситуацией в стране, состоянием ее экономики и теми социальными рисками общества, которые в нем присутствуют.

   Острый социальный кризис, охвативший нашу страну, отразился не только на  материальном благополучии, но и на нравственном здоровье семьи. Семья – эта главная и естественная система социальной и биологической защиты ребенка –оказалась в кризисной ситуации. Проблема социального сиротства  — одна из острейших проблем  общества.   К причинам социального сиротства можно отнести следующее: социальная несостоятельность родителей, аморальный образ жизни, рост алкоголизма, особенно среди женщин, что приводит к увеличению числа детей, находящихся в опасных для них условиях.

 

Документы, которыми необходимо руководствоваться при работе

с обучающимися, находящимися в социально опасном положении:

 1. Декрет Президента Республики Беларусь от 24.11.2006 г. № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях»;

  1. Программа воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся  в социально опасном положении.

 

Алгоритм выявления и организация работы с детьми,

находящимися в социально опасном положении

 

  1. 2 раза в год посещаются все семьи обучающихся учреждений образования. В случае наличия критериев и показателей социально опасного положения в семьях рассматривается вопрос о признании несовершеннолетнего(их) находящимися в социально опасном положении.
  2. Учреждение дошкольного образования выявляет несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в государственной защите, на основании:

— изучения условий жизни и воспитания несовершеннолетних в семье;

— анализа участия родителей в жизнедеятельности учреждения образования;

— анализа обращений близких родственников, соседей, других граждан;

— учёта посещения несовершеннолетними учреждения дошкольного образования;

— контроля за семьями, установившими опеку (попечительство) над несовершеннолетними.

Критерии и показатели социально опасного положения несовершеннолетнего:

- ненадлежащее исполнение родителями своих обязанностей по воспитанию, обучению или содержанию ребенкауклонение родителей от выполнения своих обязанностей: своим поведением лишают ребенка минимальных жизненных благ, необходимых для проживания и развития, не заботятся о его здоровье, нравственном, физическом и психологическом развитии, материально-бытовом обеспечении, обучении, подготовке к труду и самостоятельной жизни в обществе, проявляют к нему безразличие, уклоняются от уплаты алиментов и др.

- злоупотребление родительскими правами принуждение ребенка к попрошайничеству, занятию проституцией, азартными играми; вовлечение ребёнка в преступную деятельность, антиобщественное поведение;

- несовершеннолетний воспитывается в семье, где родители (другие законные представители) отрицательно влияют на его поведение (воспитание носит антиобщественный характер)-приобщение ребенка к спиртным напиткам, немедицинскому употреблению наркотических, токсических, психотропных и других сильнодействующих, одурманивающих веществ;

- жестокое обращение с несовершеннолетним в семьефизическое, сексуальное или психическое (эмоциональное) насилие, проявившееся в длительном, постоянном или периодическом психологическом воздействии.

- несовершеннолетний совершает правонарушения и иные антиобщественные действия  рост нарушений дисциплины, увеличение пропуска занятий в учреждении образования, прогулы (если несовершеннолетний состоит в трудовых отношениях).

- нахождение несовершеннолетнего в неблагоприятных условиях, экстремальной жизненной ситуации – проживание несовершеннолетнего в семье в ситуации конфликта, с наличием стрессовых факторов (безработица, тунеядство, финансовые проблемы, невыносимая нравственная атмосфера).

 

Внешние поведенческие признаки

ребенка, находящегося в социально опасном положении

 

-Боится идти домой.

-Убегает из дома

-В учреждение дошкольного образования за ребенком приходят дальние родственники, знакомые, соседи.

-Часто отсутствует беспричинно.

-Жалуется на голод (на недосыпание, дискомфорт в семье или другое).

-Замкнут (или депрессивен).

-Агрессивен.

-Избегает физического контакта.

-Имеет следы побоев.

-Носит скрывающую тело одежду, не подходящую по погоде (отсутствие у ребёнка необходимой сезонной одежды, обуви)

-Имеет неопрятный внешний вид.

-Демонстрирует вызывающее поведение

-Преобладает низкая самооценка.

-Со сверстниками имеет плохие взаимоотношения.

-Характерно резкое изменение веса (его снижение или увеличение).

-Истерическая, эмоциональная неуравновешенность.

-Родители приходят за ребёнком в нетрезвом состоянии (эпизодически / систематически).

Памятка педагогу 

- Думайте о своих отношениях с детьми, выстраивайте их.

- Помните, что психологическая атмосфера в детском коллективе, прежде всего, зависит от отношения к человеку, как высшей ценности.

- Умейте слушать детей.

- Не забывайте, что у детей могут быть конфликты, и что вы можете спровоцировать их своей педагогической несостоятельностью.

- При общении с детьми педагог на должен забывать об эмпатии (сочувствие, сопереживание ребенку) и педагогической рефлексии (объективной оценки себя, самоконтроль).

- При работе с обучающимися следует так организовывать деятельность, при которой ребёнку был бы гарантирован успех, как следствие, уважение сверстников, то есть обеспечить «ситуацию успеха».

 

 

Разделы сайта