Внедрение модели системной,индивидуально ориентированной коррекционно-педагогической работы с учащимися с особенностями психофизического развития при трудностях овладения ими процессом чтения
Сроки проведения инновационной деятельности: 2018–2021 годы
ОБОСНОВАНИЕ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА
В Первомайском УПК ясли – сад - средняя школа уже более 15 лет функционируют классы интегрированного обучения и воспитания, в которых обучаются учащиеся с трудностями в обучении и учащиеся с интеллектуальной недостаточностью. В текущем учебном году в школе функционируют 5 классов интегрированного обучения и воспитания, в которых обучается 6 учащихся с ОПФР. Вопросы повышения качества образования детей с особенностями психофизического развития (ОПФР), максимального раскрытия и развития их способностей всегда находятся в центре внимания педагогов системы специального образования.
Важнейший учебный навык, формируемый у учащихся в школе, – это чтение. Сформированный навык чтения выступает для учащегося способом приобретения знаний, основным средством учения. Всем известно, что скорость чтения является самым важным фактором из числа факторов, влияющих на успеваемость учащихся. В процессе чтения совершенствуются оперативная память и устойчивость внимания. От этих двух показателей, в свою очередь, зависит умственная работоспособность. Однако вначале навык чтения является самостоятельным и достаточно непростым объектом освоения, особенно для детей с нарушениями психофизического развития.
В современном обществе наблюдается спад интереса к чтению, появилось множество других источников информации помимо чтения. Однако главной причиной такого явления – несовершенство обучения чтению. Низкий уровень сформированности навыка чтения не позволяет достигать высокого уровня знаний. Решать возникающую проблему необходимо не только средствами деятельности учителя-дефектолога, а системно. Требуется обновление содержания, методики и организации коррекционно-педагогической работы.Психолого-педагогическая коррекция на протяжении всего ее срока должна быть систематической, комплексной, индивидуализированной. При этом важно учитывать неравномерность проявлений познавательной активности школьника и опираться на такие виды психической деятельности, в которых легче всего вызывается эта активность, постепенно распространяя ее на другие виды деятельности.
Создавшаяся проблемная ситуация между необходимостью повышения качества образования учащихся с ОПФР и низким уровнем сформированности навыка чтения актуализирует тему данного инновационного проекта.
Таким образом, актуальность инновационной деятельности по внедрению модели системной,индивидуально ориентированной коррекционно-педагогической работы с учащимися с особенностями психофизического развития при трудностях овладения ими процессом чтениядля нашего учреждения образования обусловлена такими факторами:
- необходимостью внесения изменений в практику работы с учащимися с ОПФР с целью повышения качества их образования на основе повышения успешности в овладении процессом чтения;
- значимостью навыка чтения для успешности освоения учащимися образовательной программы и остротой проблемы трудностей овладения учащимися с ОПФР процессом чтения;
- возросшими потребностями педагогических работников в результативности своей деятельности, в обновлении повседневной практики работы с учащимися с ОПФР;
- необходимостью повышения уровня компетентности педагогических работников в вопросах содержания индивидуально ориентированной коррекционно-педагогической работы с учащимися с ОПФР при трудностях овладения ими процессом чтения, ввопросах реализации профессионального взаимодействия в коррекционно-педагогической работе;
- наличием квалифицированных педагогических кадров с высоким творческим потенциалом (администрация школы, учителя, учитель-дефектолог, воспитатель);
- наличием эффективного опыта у учителей и учителей-дефектологов школы в обучении и в коррекционной работе с детьми с трудностями в обучении.
Результаты инновационной деятельности, наработанные материалы могут быть полезны всем учреждениям образования республики с аналогичными формами обучения учащихся с ОПФР.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА
Цели:
- повышение успешности учащихся с ОПФР (с трудностями в обучении) в овладении процессом чтения посредством внедрения модели системной, индивидуально ориентированной коррекционно-педагогической работы специалистов учреждения образования с учащимися при трудностях овладения ими процессом чтения;
- повышение уровня профессиональной компетентности разных специалистов учреждения образования (учителей, учителей-дефектологов, воспитателей, педагогов-психологов) в вопросах дифференцированного содержания, форм и методов коррекционно-педагогической работы при оказании помощи учащимся с ОПФР в преодолении трудностей овладения процессом чтения.
Задачи:
- разработать план внедрения в практику работы школы модели системной, индивидуально ориентированной коррекционно-педагогической работы с учащимися с ОПФР при трудностях овладения ими процессом чтения;
- определить систему управления инновационной деятельностью;
- обеспечить научно-методическое сопровождение инновационной деятельности на всех этапах, содействующее повышению уровня компетентности педагогов школы в содержательных аспектах инновационной идеи;
- организовать процесс подготовки методических материалов каждым участником инновационной деятельности на всех этапах ее осуществления;
- обобщить результаты инновационной деятельности на уровне учреждения образования и на уровне деятельности каждого специалиста;
- определить особенности реализации модели системной,индивидуально ориентированной коррекционно-педагогической работы с учащимися при трудностях овладения ими процессом чтения в условиях интегрированного обучения и воспитания в учреждении общего среднего образования;
- организовать процесс представления, трансляции инновационного опыта внедрения модели системной,индивидуально ориентированной коррекционно-педагогической работы специалистов учреждения образования с учащимися с ОПФР при трудностях овладения ими процессом чтения в учреждениях образования района, республики (семинары, конференции, публикации).
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИННОВАЦИОННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В отношении учащихся:
- повышение успешности учащихся с ОПФР с трудностями в обучении в овладении процессом чтения;
- появление у учащихся интереса к чтению;
- активность учащихся в литературных мероприятиях разного вида: конкурсах, викторинах, литературных композициях.
В отношении педагогического коллектива школы:
- овладение учителем-дефектологом стратегией определения содержания индивидуально ориентированной коррекционной работы при трудностях овладения учащимися процессом чтения;
- повышение уровня профессиональной компетентности специалистов учреждения образования в вопросах формирования процесса чтения у детей, дифференцированного содержания, форм, методов коррекционно-педагогической работы разных специалистов, путях их продуктивного взаимодействия;
- освоение педагогами (учителем-дефектологом, учителями, воспитателем)деятельности по оказанию индивидуально ориентированной помощи учащимся с ОПФР в преодолении трудностей овладения процессом чтения;
- овладение педагогами методами командной работы, способами взаимодействия при осуществлении системной,индивидуально ориентированной коррекционно-педагогической работы с учащимися с ОПФР при трудностях овладения ими процессом чтения;
- повышение творческой активности, инициативности педагогов в отношении обновления практики обучения, развития детей с ОПФР;
- повышение уровня удовлетворенности результатами педагогического труда.
ПРОГРАММА ИННОВАЦИОННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Проект рассчитан на три года: 2018 – 2021 г.г.
- Подготовительный (январь 2018 г. – август 2018 г.):
- изучение нормативных документов об инновационной деятельности в учреждениях образования Республики Беларусь;
- рассмотрение в коллективе идеи инновационного проекта, осмысление теории и практики предстоящей инновационной деятельности, выявление готовности к реализации проекта, к работе в режиме инновационной деятельности;
- разработка инновационного проекта;
- подача заявки на участие в инновационной деятельности в областной отдел образования;
- ознакомление родителей с содержанием, целью и задачами проекта.
2. Проектировочный (август 2018 г. – сентябрь 2018 г.):
- определение участников инновационной деятельности;
- разработка плана внедрения в практику работы школы модели системной,индивидуально ориентированной коррекционно-педагогической работы с учащимися с особенностями психофизического развития при трудностях овладения ими процессом чтения;
- определение темы и целей инновационной деятельности каждого участника проекта, разработка функциональных обязанностей и составление ими индивидуальных планов инновационной деятельности;
- определение системы управления инновационной деятельностью;
- определение содержания и периодичности диагностических процедур по оценке эффективности реализации проекта.
3. Практический (октябрь 2018 г.– декабрь 2020 г.):
- организация работы по выполнению программы и планов инновационной деятельности;
- ведение участниками инновационного процесса педагогических дневников;
- систематическая учёба участников проекта (семинары, практикумы), стимуляция их самообразования по теме инновационной деятельности;
- текущий анализ реализуемой инновационной деятельности и выявление наиболее эффективных форм и способов её осуществления;
- осуществление взаимодействия с другими учреждениями образования, действующими в рамках темы данного проекта.
4. Обобщающий (январь 2021 г. – февраль 2021 г.):
- составление отчетов участниками инновационной деятельности и общего отчета по школе;
- анализ полученных результатов и опыта их достижения. Оценка эффективности работы педагогического коллектива в логике модели системной,индивидуально ориентированной коррекционно-педагогической работы с учащимися с ОПФР;
- описание опыта и его презентация в своем школьном коллективе;
- проведение итоговой конференции по результатам инновационной деятельности совместно с другими инновационными площадками, действующими в рамках темы данного проекта.
- Внедренческий (март 2021 г. – май 2021 г.):
- подготовка публикаций;
- трансляция накопленного опыта через проведение районного семинара со специалистами системы специального образования, системы общего среднего образования, работающими в условиях интегрированного обучения и воспитания.
Кадровое обеспечение инновационного проекта:
№
п/п
|
Ф.И.О.
участников
|
Должность, квалификационная категория
|
|
Зелёнко И.А.
|
Директор Государственного учреждения образования «Первомайский учебно-педаго-гический комплекс ясли – сад - средняя школа» Берёзовского района, первая квалификационная категория
|
|
Павлович Г.И.
|
Заместитель директора по учебной работе,
высшая квалификационная категория
|
|
Зелёнко И.Н
|
Учитель-дефектолог, первая квалификацион-ная категория
|
|
Филимонова О.В.
|
Воспитатель, без категории
|
|
Чиж А.С.
|
Учитель начальных классов, первая квалификационная категория
|
ПЕРСПЕКТИВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯ
ОБРАЗОВАНИЯ ПО ОКОНЧАНИИ РЕАЛИЗАЦИИ
ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА
1. Будет продолжена работа по использованию модели системной, индивидуально ориентированной коррекционно-педагогической работы с учащимися с особенностями психофизического развития при трудностях овладения ими процессом чтения.
2. Обобщение опыта работы по теме проекта, издание методико-практических рекомендаций для педагогов республики, трансляция педагогического опыта в СМИ, сети Internet и др.
3. Представление обобщённого опыта работы по теме проекта на различных республиканских и международных научно-методических и научно-практических конференциях, конгрессах и симпозиумах.
4. Обогащение материальной базы учреждения: приобретение необходимых дидактических материалов, развивающих игр для обеспечения качественного образовательного процесса, повышения квалификации и самообразования педагогов и родителей по теме проекта.
раскрыть » / « свернуть